Дилиус Ф.

111

(Delius) Фредерик (29 I 1862, Брадфорд - 10 VI 1934, Гре-сюр-Луэн) - англ. Композитор. Не получил проф. Муз. Образования. В детстве обучался игре на скрипке. В 1884 уехал в США, где работал на апельсиновых плантациях, продолжал заниматься музыкой самостоятельно, брал уроки у местного органиста Т. Ф. Уорда. Изучал негр. Фольклор, в т. Ч. Спиричуэлы, интонации которых использованы в симф. Сюите "Флорида" (дебют Д., 1886), симф. Поэме "Гайавата" (по Г. Лонгфелло), поэме для хора и оркестра "Аппалача", опере "Коанга" и др. Вернувшись в Европу, учился у X. Зитта, С. Ядассона и К. Рейнеке в Лейпцигской консерватории (1886-1888). В 1887 Д. Посетил Норвегию. На формирование творчества Д. Оказал влияние Э. Григ, к-рый высоко оценил его дарование. Позднее Д.

Написал музыку к политич. Пьесе норв. Драматурга Г. Хейберга ("Folkeraadet" - "Народный совет", 1897). Возвращался к норв. Тематике также в симф. Произв. "Эскизы северной страны" и балладе "Жили-были" ("Eventyr", по "Народным сказкам Норвегии" П. Асбьёрнсена, 1917), циклах песен на норв. Тексты ("Lieder auf norwegische Texte", на сл. Б. Бьёрнсона и Г. Ибсена, 1889-90). В 1900-е гг. Обратился к датским сюжетам в опере "Фенимор и Герда" (по роману "Нильс Лин" Е. П. Якобсена, 1908-10. Пост. 1919, Франкфурт-на-Майне). Написал также песни на сл. Якобсена, X. Драхмана и Л. Хольстейна.С 1888 жил во Франции, сначала в Париже, затем до конца жизни в Гре-сюр-Луэн, близ Фонтенбло, лишь изредка посещая родину. Встречался с И. А. Стриндбергом, П. Гогеном, М.

Равелем и Ф. Шмиттом. С конца 19 в. В творчестве Д. Ощутимо влияние импрессионистов, особенно ярко проявляющееся в приёмах оркестровки и красочности звуковой палитры. Творчество Д., отмеченное самобытностью, близко по характеру англ. Поэзии и живописи конца 19 - нач 20 вв. Д. Был одним из первых англ. Композиторов, обратившихся к нац. Источникам. Образами англ. Природы проникнуты многие произв. Д., в к-рых он также отразил своеобразие англ. Бытового уклада. Его пейзажная звукопись проникнута тёплым, задушевным лиризмом - таковы пьесы для малого оркестра. "Слушая первую кукушку весною" ("On hearing the first cuckoo in spring", 1912), "Летняя ночь на реке" ("Summer night on the river", 1912), "Предрассветная песня" ("A song before sunrise", 1918).

Признание пришло к Д. Благодаря деятельности дирижёра Т. Бичема, активно пропагандировавшего его сочинения и организовавшего посв.его творчеству фестиваль (1929). Произв. Д. Включал в свои программы также Г. Дж. Вуд. Первое опубл. Произв. Д. - Легенда" ("Legende", для скрипки с оркестром, 1892).Наиболее известная из его опер "Сельские Ромео и Юлия" ("Romeo und Julia auf dem Dorfe", соч. 1901) ни в 1-й ред. На немецком яз. (1907, "Комише опер", Берлин), ни в англ. Варианте ("A village Romeo and Juliet", "Ковент-Гарден", Лондон, 1910) успеха не имела. Лишь в новой пост. 1920 (там же) она была горячо принята англ. Публикой. Характерна для дальнейшего творчества Д. Его ранняя элегич.-пасторальная симф. Поэма "За холмами и за дальними далями" ("Over the hills and far away", 1895, исп.

1897), осн. На воспоминаниях о вересковых полях Йоркшира - родины Д. Близок к ней по эмоцион. Плану и краскам "Морской дрейф" ("Sea-Drift") по У. Уитмену, поэзию к-рого Д. Глубоко чувствовал и воплотил также в "Песнях прощания" ("Songs of farewell", для хора и оркестра, 1930-1932). Поздние муз. Произв. Д. Были продиктованы больным композитором его секретарю Э. Фенби, автору книги "Дилиус, каким я его знал" ("Delius as I knew him", 1936). Наиболее значит. Из последних произв. Д. - "Песня лета", "Фантастический танец" ("Fantastic dance") и прелюдия "Ирмелин" для оркестра, соната No 3 для скрипки.Сочинения. Оперы (6), в т. Ч. Ирмелин (1892, Оксфорд, 1953), Коанга (1904, Эльберфельд), Фенимор и Герда (1919, Франкфурт). Для орк. - фантазия В летнем саду (In a summer garden, 1908), Поэма жизни и любви (A poem of life and love, 1919), Воздух и танец (Air and dance, 1925), Песнь лета (A song of summer, 1930), сюиты, рапсодии, пьесы.

Для инструментов с орк. - 4 концерта (для фп., 1906. Для скр., 1916. Двойной - для скр. И влч., 1916. Для влч., 1925), каприс и элегия для влч. (1925). Камерно-инстр. Ансамбли - струн. Квартет (1917), для скр. И фп. - 3 сонаты (1915, 1924, 1930), романс (1896). Для фп. - 5 пьес (1921), 3 прелюда (1923). Для хора с орк. - Месса жизни (Eine Messe des Lebens, по "Так говорил Заратустра" Ф. Ницше, 1905), Песни заката (Songs of sunset, 1907), Арабеска (Arabesk, 1911), Песня Высоких холмов (A song of the High Hills, 1912), Реквием (1916), Песни прощания (Songs of farewell, по Уитмену, 1932). Для хора a cappella - Песнь странника (Wanderer's song, без слов, 1908), Нисходит красота (The splendour falls, по А. Теннисону, 1924). Для голоса с орк.

- Сакунтала (на сл. X. Драхмана, 1889), Идиллия (Idill, по У. Уитмену, 1930) и др. Музыка к спектаклям драм. Т-ра, в т. Ч. К пьесе "Гассан, или Золотое путешествие в Самарканд" Дш. Флекера (1920, пост. 1923, Лондон) и мн. Др.Литература. Hull R. H., Delius, L., 1928. Hutchings A., Delius. A critical biography, L., 1948. Warlock P., Frederick Delius, L., 1952. Becham Th., Frederick Delius, L., 1959, N. Y., 1960. Jahоda Gl., The road to Samarkand. Frederick Delius and his music, N. Y., 1969.С. Ю. Сигида..

Значения в других словарях
Дилан Б.

(Dylan. Наст. Имя и фам. - Роберт Циммерман, Zimmermann) Боб (р. 24 V 1941, Дулут, Миннесота) - амер. Поэт, композитор, нар. Певец. С 10 лет играл на гитаре, губной гармонике, цитре, фп. С 1956 выступал с собств. Песнями, аккомпанируя себе на гитаре, с 1959 - с группой певцов в кафе одного из провинц. Городов. В 1960 исполнял свои песни в Нью-Йорке, с 1961 начал записываться на пластинки. Д. - один из известнейших амер. Авторов и исполнителей народных песен - т. Н. Фолксингер. Особенную популярн..

Дилецкий Н. П.

Дылецкий Николай Павлович (ок. 1630, Киев - ок. 1680, Москва) - укр. Муз. Теоретик, композитор и педагог. Окончил Виленскую иезуитскую академию. В 70-х гг. Жил и работал в Москве, где был связан с группой просвещённых деятелей, поддерживавших новые течения в области лит-ры и иск-ва. По нек-рым данным, был регентом церк. Хора Строгановых в Соли-Камской (ныне Соликамск), одного из лучших в России. Д. Принадлежит муз.-теоретич. Труд "Грамматика мусикийская", содержащий наиболее полное изложение ком..

Дилогия

(греч. Dilogia - повторение сказанного, от dilogeo - дважды говорю, повторяю) - цикл из двух музыкально-сценич. Произв., являющихся самостоят. Законченными сочинениями и в то же время частями целого, объединёнными общностью идеи и героев и преемственностью сюжета. Примером муз. Д. Может служить лирич. Драма "Троянцы" Берлиоза, состоящая из 2 частей - "Взятие Трои" и "Троянцы в Карфагене".. ..

Дима Г.

(Dima) Георге (28 IX 1847, Брашов - 4 VI 1925, Клуж) - рум. Композитор, хор. Дирижёр, педагог. Музыке обучался в Бадене, Вене, Граце. В 1872-74 и 1878-80 учился в Лейпцигской консерватории у К. Рейнеке (композиция) и С. Ядассона (гармония). Одновременно выступал как певец. Дирижёр "Румынского объединения певцов" в Брашове (1875-1879 и 1899-1914), дирижёр и директор Румынского муз. Объединения в Сибиу (1880-99). Преподавал в лицеях Брашова (1874-78) и Сибиу (1883-89 и в 1892-99). Профессор хор. М..

Дополнительный поиск Дилиус Ф. Дилиус Ф.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дилиус Ф." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дилиус Ф., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 9 символа