Динамика

122

(от греч. Dynamixos - имеющий силу, от dunamis - сила) в музыке - совокупность явлений, связанных с разл. Степенями громкости звучания, а также учение об этих явлениях. Термин "Д.", известный ещё со времён антич. Философии, заимствован из учения о механике. По-видимому, он был впервые введён в муз. Теорию и практику швейц. Муз. Педагогом X. Г. Негели (1810). Д. Основана на применении звучаний разл. Степени громкости, их контрастном противопоставлении или же постепенной смене. Осн. Виды динамич. Обозначений. Forte (сокращённо f) - громко, сильно. Piano (r) - тихо, слабо. Mezzo forte (mf) - умеренно громко. Mezzo piano (mp)- умеренно тихо. Fortissimo (ff) - очень громко. Pianissimo (pp) - очень тихо. Forte-fortissimo (fff) - чрезвычайно громко.

Piano-pianissimo (ррр) - чрезвычайно тихо. Все эти степени громкости звука являются относительными, а не абсолютными, определение которых относится к области акустики. Абсолютная величина каждой из них зависит от многих факторов - динамич. Возможностей инструмента (голоса) или ансамбля инструментов (голосов), акустич. Особенностей помещения, исполнительской трактовки произведения и др. Постепенное нарастание звучания - crescendo (графич. Изображение ). Постепенное ослабление - diminuendo или decrescendo (). Резкая, внезапная смена динамич. Оттенка обозначается термином subito. Piano subito - внезапная смена громкого звучания тихим, forte subito - тихого звучания громким. К динамич. Оттенкам относятся разл. Виды акцентов (см.

Акцент), связанных с выделением отд. Звуков и созвучий, оказывающим влияние и на метрику.Д. - важнейшее средство муз. Выражения. Подобно светотени в живописи, Д. Способна производить психологич. И эмоцион. Эффекты громадной силы, вызывать образные и пространств. Ассоциации. Forte может создать впечатление чего-то светлого, радостного, мажорного, piano - минорного, печального, fortissimo - величественного, могучего, грандиозного, а доведённое до предельной силы - подавляющего, устрашающего. Наоборот, pianissimo ассоциируется с нежностью, нередко таинственностью. Смены нарастания и спада звучности создают эффект "приближения" и "удаления". Нек-рые муз. Произв. Рассчитаны на определённое динамич. Воздействие. Хор. Пьеса "Эхо" О. Лассо построена на противопоставлении громкого и тихого звучания, "Болеро" М.

Равеля - на постепенном нарастании звучания, приводящем в заключит. Разделе к грандиозной кульминации.Применение динамич. Оттенков определяется внутр. Сущностью и характером музыки, её стилем, особенностями структуры муз. Произведения. В разл. Эпохи эстетич. Критерии Д., требования к её характеру и способам применения менялись. Одним из первоисточников Д. Является эхо - резкое, непосредственное противопоставление громкого и тихого звучания. Примерно до сер. 18 в. В музыке господствовала Д. Forte и piano. Высшее своё развитие этот динамич. Принцип получил в эпоху барокко с его искусством "хорошо организованного контраста", тяготением к монумент. Полифонич. Формам вок. И инстр. Музыки, к ярким эффектам светотени. Для музыки эпохи барокко типичной являлась контрастная Д.

И в более тонких её проявлениях - Д. Регистров. Этому типу Д. Отвечал и господствовавший муз. Инструментарий эпохи, в частности такие инструменты, как орган, клавесин (о последнем Ф. Куперен писал, что на нём "нельзя ни увеличить, ни уменьшить силу звуков", 1713), и монументально-декоративный стиль многогол. Вок.-инстр. Музыки венецианской школы, с её главенств. Принципом coro spezzato - противопоставлением разл. Хор. Групп и игры 2 органов. Самая значит. Форма инстр. Музыки этой эпохи - предклассич. Concerto grosso - основывалась на резком, непосредств. Противопоставлении forte и piano - игры concerto и concertino, вообще отдельных, часто очень различных не только по тембру, но и по громкости звучания групп инструментов. В то же время в области сольного вок.

Исполнения уже в период раннего барокко культивировались плавные, постепенные изменения громкости звучания. В области инстр. Музыки переходу к такой Д. Способствовали коренной переворот в муз. Инструментарии, свершившийся в кон. 17 - нач. 18 вв., утверждение скрипки, а позднее и молоточкового фп. Как ведущих сольных инструментов, обладающих разнообразными динамич. Возможностями, развитие певучей, протяжённой, гибкой, психологически более ёмкой инстр. Мелодики, обогащение гармонич. Средств. Скрипка и инструменты скрипичного семейства составили основу формирующегося классич. (малого) симф. Оркестра. Отдельные знаки crescendo и diminuendo встречаются у нек-рых композиторов начиная с 17 в. Д. Мадзокки (1640), Ж. Ф. Рамо (30-е гг. 18 в.).

Указание crescendo il forte имеется в опере "Артаксеркс" Н. Йоммелли (1749). Ф. Джеминиани явился первым инстр. Виртуозом, применившим в 1739, при переиздании своих сонат для скрипки с басом ор. 1 (1705), особые динамич. Знаки для нарастания силы звука (/) и для его уменьшения ();он пояснял. "звук должен начинаться тихо и затем ровно усиливаться до половины длительности (ноты), после чего постепенно стихать к концу". Это исполнительское указание, относящееся к crescendo на одной ноте, следует отличать от переходного crescendo внутри больших муз. Построений, применению к-рого положили начало представители мангеймской школы. Введённые ими длит. Динамич. Нарастания и спады, более чёткие динамич. Оттенки были не только новыми исполнительскими приёмами, но и органич.

Особенностями самого стиля их музыки. Мангеймцы установили новый динамич. Принцип - forte y них достигалось не с помощью простого увеличения количества голосов (приём, широко использовавшийся до этого), а с помощью усиления звучания всего орк. Ансамбля. Они установили, что piano удаётся тем лучше, чем больше дисциплинированных музыкантов участвует в исполнении. Тем самым оркестр был освобождён от статичности и сделался способным к разнообразным динамич. "модуляциям". Переходное crescendo, связывавшее между собой forte и piano в единое динамич. Целое, означало новый принцип в музыке, взрывавший старые муз. Формы, основывавшиеся на контрастной Д. И Д. Регистров. Утверждение классич. Сонатной формы (сонатного allegro), внедрение новых принципов тематич.

Развития обусловили использование более детализированных, тонких динамич. Оттенков, основывающихся уже на "контрастах в теснейших рамках тематич. Образования" (X. Риман). Иск-во "хорошо организованного контраста" уступило место иск-ву "постепенного перехода". Эти два осн. Динамич. Принципа нашли своё органич. Сочетание в музыке Л. Бетховена с её мощными динамич. Контрастами (излюбленный приём subito piano - нарастание звука внезапно прерывается, уступая место piano) и вместе с тем постепенными переходами от одного динамич. Оттенка к другому. В дальнейшем они получили развитие у композиторов-романтиков, в особенности у Г. Берлиоза. Для орк. Сочинений последнего характерно сочетание разнообразных динамич. Эффектов с определ. Инстр.

Тембрами, что позволяет говорить о своего рода "динамич. Красках" (приём, в дальнейшем широко разработанный импрессионистами). Позднее получила развитие и полидинамика - несовпадение при ансамблевой игре динамич. Оттенков у отд. Инструментов или орк. Групп, создающее эффект тонкой динамич. Полифонии (типична для симфонизма Г. Малера). Д. Играет огромную роль в исполнительском искусстве. Логика соотношения муз. Звучностей - одно из главных условий художеств. Исполнения. Её нарушение способно исказить содержание музыки. Будучи неразрывно связана с агогикой, артикуляцией и фразировкой, Д. Во многом определяет индивид. Исполнит. Стиль, характер интерпретации, эстетич. Направленность исполнит. Школ. Для одних характерны принципы волнообразной Д., дробных динамич.

Оттенков, для других - принципы террасообразной Д., построение целого из динамических "плоскостей", отделённых друг от друга отчётливыми гранями, и т. П.В различных авангардистских течениях 20 в. Использование динамич. Средств претерпевает большие изменения. В атональной музыке, порывающей с ладом и функцион. Отношениями, тесная связь Д. С логикой гармонич. Развития утрачивается. У авангардистов модифицируется и эффект динамич. Несовместимости, когда, напр., на выдержанном аккорде у каждого инструмента по-разному меняется сила звучания (К. Штокхаузен, "Zeitmasse"). В полисерийной музыке динамич. Оттенки полностью подчинены серии, каждый звук к-рой связывается с определённой степенью громкости.Литература. Mострас К. Г., Динамика в скрипичном искусстве, М., 1956.

Коган Г. М., Работа пианиста, М., 1963, 1969, с. 161-64. Пазовский А. М., Записки дирижёра, М., 1966, с. 287-310, М., 1968. Riemann H., Musikalische Dynamik und Agogik, Hamb., 1884. Heuss A., Ьber die Dynamik der Mannheimer Schule, в кн. Riemann-Festschrift, Lpz., 1909, S. 433-55. Rolland R., Hдndel, P., 1910, рус. Пер., M., 1931, с. 68-70. Harding R. E. M., Origins of musical time and expression, L., 1938, ch. IV, p. 85-107. Kolneder W., Auffьhrungspraxis bei Vivaldi, Lpz., (1955). Fellinger I., Ьber die Dynamik in der Musik von J. Brahms, В., 1961.И. M. Ямпольский..

Значения в других словарях
Димитров Г. П.

Георги Петров (19 IV 1904, Белоградчик - 12 III 1979, София) - болг. Композитор, хор. Дирижёр и обществ.-муз. Деятель. Нар. Арт. НРБ (1967). Чл. БКП с 1944. Герой Социалистич. Труда (1969). Учился у М. И А. Солтысов во Львовской консерватории. Окончил Варшавскую консерваторию по классу композиции у К. Сикорского (1929). До 1938 работал в Польше, затем в Болгарии. Руководил хор. Коллективами в Софии. Был художеств. Секретарём Софийской нар. Оперы (1940-48), рук. Гл. Дирекции гос. Объединения "Муз..

Димитрова Г. М.

Гена Мачева (р. 6 V 1941, Беглеж, Плевенский округ) - болг. Певица (сопрано). Нар. Арт. НРБ (1979). Чл. БКП с 1965. Окончив Болг. Консерваторию у X. Брымбарова (1966), стажировалась в т-ре "Ла Скала" в Милане. С 1967 солистка Софийской нар. Оперы. Среди партий - Лиза, Ярославна. Абигайл ("Навуходоносор" Верди), Леонора и Леонора ди Варгас ("Трубадур" и "Сила судьбы"), Аида. Елизавета Валуа ("Дон Карлос"), Амелия ("Бал-маскарад"), Эльвира ("Эрнани"), Тоска. Выступала в крупнейших оперных т-рах ми..

Динику

(Dinicu) - семья рум. Музыкантов, с сер. 19 в. Занимавших видное место в муз. Жизни Румынии. Наиболее известны. Димитрие Д. (13 VI 1868, Бухарест - 11 IV 1936, там же) - дирижёр, виолончелист, педагог. В 1887 окончил Бухарестскую консерваторию по классу виолончели К. Димитреску. Совершенствовался в Венской консерватории. С 1890 выступал как солист. Сформировал в 1906 на базе симф. Оркестра филармонии оркестр Мин-ва высшего образования и был его гл. Дирижёром до 1920. С 1900 профессор Бухарестско..

Диомед К.

(Diomedes) Като ("Венетус") (1570, Венеция - ок. 1615, Польша, точные даты рожд. И смерти неизвестны) - польский лютнист и композитор. Ок. 1590 прибыл в Польшу в свите гос. Казначея С. Костки, с 1601 - лютнист при дворе Сигизмунда III Вазы. Известен и за пределами Польши как мастер игры на лютне и автор гл. Обр. Лютневых произв. (изданы во франц., нидерл., нем. И англ. Табулатурах Безара, Ван ден Хове, Фурмана, Дауленда и др.). Музыка Д. В основном гомофонного склада. В орг. Фантазиях имеются эл..

Дополнительный поиск Динамика Динамика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Динамика" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Динамика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 8 символа