Диттерсдорф К.

139

Диттерс фон Диттерсдорф (Ditters von Dittersdorf) Карл (2 XI 1739, Вена - 24 X 1799, Нёйхоф, Богемия) - австр. Композитор. С раннего детства виртуозно играл на скрипке. В 12-летнем возрасте был причислен к капелле принца Заксен-Хильдбургхаузенского в Вене, где получил разностороннее общее и муз. Образование. Теорией музыки и композицией занимался у итал. Композитора Дж. Бонно. С 1761 играл в оркестре Венской придв. Оперы, где познакомился с К. В. Глюком. В 1763 вместе с Глюком совершил поездку в Италию, с большим успехом выступил там как скрипач. С 1765 был капельмейстером у епископа Гросвардейнского в Венгрии, сменив на этом посту М. Гайдна. В 1769-95 Д. Руководил капеллой князя-епископа Бреславльского в Йоханнисберге. Этот период - наиболее плодотворный в биографии композитора.

Поддерживая постоянную связь с Веной, Д. Сближается с виднейшими музыкантами своего времени, в т. Ч. С Й. Гайдном, В. А. Моцартом. Его творчество получает высокое признание в Австрии и др. Европ. Странах. Последние годы жил уединённо в замке австр. Магната.Д. Был автором многочисл. Инстр. Произв. (симфонии, дивертисменты, серенады, квартеты, концерты, сонаты для разных инструментов), опер на нем. И итал. Либретто, ораторий, песен, церк. Музыки. В области инстр. Музыки Д., несмотря на известное влияние творчества Й. Гайдна и В. А. Моцарта, примыкает к стилю т. Н. Ранней венской школы. Лёгкость, изящество письма, мелодич. Доступность тем произв. Д. Доставили композитору широкую популярность у современников. Особенно привлекательны его менуэты, в к-рые Д.

Вводил элементы нем. Нар. Танца - лендлера. Нек-рые инстр. Сочинения Д. Носят программный характер (цикл симфоний по "Метаморфозам" Овидия, из к-рых три были изданы при жизни композитора, Вена, 1785). Историч. Значение творчества Д. Определяется гл. Обр. Его комич. Операми, в к-рых он сочетал характерные для отечеств. Зингшпиля образы и песенный строй интонаций с развитыми муз. Формами итал. Оперы-буффа. Наиболее удачная из них - "Доктор и аптекарь" (пост. 1786, Вена) принадлежит к лучшим образцам австр. Зингшпиля. Вместе с тем бульшая часть сочинений Д. Оказалась недолговечной из-за легковесности содержания и некоторой эклектичности стиля. Его автобиография издана в 1799, 1909 (нов. Изд. К. Von Dittersdorf, Lebensbeschreibung, Lpz., 1940).

Написал также очерки по вопросам оперной эстетики.Сочинения. Оперы - Доктор и аптекарь (1786, Вена), Счастливый обман, или Услужливые дэхи (Betrug durch Aberglauben, Вена, 1786), Любовь в сумасшедшем доме (Liebe im Narrenhause, 1787 или 1788, там же), Красная шапочка (Das rothe Kaeppchen, 1788, там же), Привидение с барабаном (Das Gespenst mit der Trommel, 1794), Дон Кихот Второй (Don Quixote der Zweyte, 1795), Виндзорские проказницы (Die lustigen Weiber von Windsor, 1796), Ярмарка невест (Der Mдdchenmarkt, 1797) и др. Оперы и зингшпили. Для орк. - свыше 100 симфоний (6 симфоний ор. 1, 1766. 6 симфоний ор. 4, 1767. 3 симфонии ор. 5, 1768-69. 3 симфонии ор. 6, 1773. 4 симфонии ор. 7, 1773. 3 симфонии ор. 8, 1773, и др. Обозначение опусов принадлежит издателям).

Большой концерт для 11 инструментов (1766). Камерно-инстр. Ансамбли - 12 трио для 2 скр. И баса, 6 струн. Квартетов (1788), 6 квинтетов для 2 скр., альта, влч. И контрабаса (1782), 6 квинтетов для 2 скр., альта и 2 влч. (1789), и др.Литература. Krebs С., Dittersdorfiana, В., 1900 (со списком сочинений). Riedinger L., Dittersdorf als Opernkomponist, "StMw", 1914. Kretzschmar H., Vom alten Dittersdorf, Gesammelte Aufsдtze, (Bd) I, Lpz., 1932. Abert H., W. A. Mozart, Bd 2, Lpz., 1956, S. 343-44.Ю. В. Келдыш..

Значения в других словарях
Диссонанс

(франц. Dissonance, от лат. Dissono - нестройно звучу) - звучание тонов, "не сливающихся" друг с другом (не следует отождествлять с неблагозвучием как эстетически неприемлемым звучанием, т. Е. С какофонией). Понятие "Д." применяется в противопоставлении к консонансу. К Д. Относят большие и малые секунды и септимы, тритон и др. Увелич. И уменьш. Интервалы, а также все аккорды, включающие хотя бы один из этих интервалов. Чистая кварта - неустойчивый совершенный консонанс - трактуется как диссонанс..

Дистлер Х.

(Distler) Хуго (24 VI 1908, Нюрнберг - 1 XI 1942, Берлин) - нем. Композитор. В 1927-31 учился в Лейпциге у Г. Рамина (орган), К. А. Мартинссена (фп.), X. Грабнера (композиция). Был органистом в Любеке, с 1937 преподавал игру на органе и композицию в Высшей муз. Школе Штутгарта, где руководил также хором, с 1940 - в Высш. Муз. Школе Берлина. Был также директором Берлинского гос. И Кафедрального хоров. Был близок молодёжному движению 20-х гг. В своём творчестве исходил из стилистич. Признаков стар..

Диференсиас

(diferencias, букв. - различия) - название вариаций в Испании в 16 в. (термин "вариации" утвердился в зап.-европ. Музыке только после 1600). Д., содержащиеся в лютневом сборнике ("Delphin de Musica") Л. Де Нарваэса (1543), принадлежат к числу первых образцов инстр. Вариаций. Своего расцвета Д. Достигли к сер. 16 в. В творчестве А. Де Кабесона. Кабесон написал значительное число вариационных циклов для органа. Более простые по фактуре он называл глосами, более развитые, полифонизированные - Д. Со..

Дифирамб

(греч. Diturambos) - в Др. Греции первоначально хор. Песня в честь бога вина Диониса (или Вакха). Исполнялась в сопр. Авлоса. Судя по сохранившимся текстам, была близка к др. Видам хор. Песен - оде и гимну (Д. Ариона, Пиндара). Согласно Аристотелю, из Д. Возникла греч. Трагедия. С 470 н. Э. Д. Становится сольным жанром с господством муз. Начала над поэтическим.В 18-19 вв. Поэты ряда стран порой создавали подражания др.-греч. Д. Эти стихотворения иногда получали муз. Воплощение ("Дифирамб" Шуберт..

Дополнительный поиск Диттерсдорф К. Диттерсдорф К.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Диттерсдорф К." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Диттерсдорф К., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 14 символа