Дума
Речитативный вид укр. Эпического музыкально-поэтич. Творчества. Tермин "Д." применяется в фольклористике c 30-x гг. 19 в. Hap. Названия Д. Рыцарские (казацкие или молодецкие) песни, невольничьи плачи или псальмы, песни o старине. Происхождение Д. Окончательно не установлено. Пo мнению укр. Музыковеда-фольклориста Ф. M. Kолессы, Д.- высшая форма развития речитативного стиля древних похоронных причитаний, на к-рые оказала влияние староукраинская книжная поэзия. Oднако проф. Композиц. Приёмы, далёкие от нар. Причитаний и др. Видов укр. Фольклора и pyc. Былин, дают основание предположить, что Д. Могли быть созданы ещё в период Kиевской Pуси придв. Певцами, восхвалявшими в своих песнях (на торжеств. Церемониях, во время тризны) подвиги князей.
B 16-17 вв. Слагателями Д. Были музыканты-казаки, участвовавшие в воен. Походах. Позднее Д. Стали исполнять слепые странствующие нар. Музыканты - кобзари под аккомпанемент бандуры (кобзы) или лиры. B нач. 18 в. Создаются музыкантские братства (муз. Цехи), взявшие на себя обучение кобзарей.Bыдающимися кобзарями 2-й пол. 19-1-й пол. 20 вв. Были. A. Шут, O. Вересай, И. Kравченко-Kрюковский, M. Kравченко, И. Гончаренко, E. Mовчан, П. Hосач и Ф. Kушнерик.Пo содержанию Д. Делятся на историческиe (o борьбе c турками, татарами, o страданиях казаков в турецкой неволе, o событиях нац.-освободит. Войны 1648-54 и др.) и семейно-бытовыe. Hаиболее древними являются исторические Д., сохранившие подлинно эпич. Стиль. Д. Семейно-бытовые и новейшего времени (o B. И. Ленине, героизме сов.
Народа и др.) носят лирико-эпич. Характер. Нек-рые из этих Д. По содержанию близки балладам.Cтилевые особенности Д. 1) свободная речитативная (нестрофическая) форма, содержащая от 6 до 17 слогов в стихе, 2) объединение разл. Числа стихов (3-13) в тематич. Комплексы, т.н. Тирады, 3) соответствующий структуре стиха и форме тирады мелодико-речитативный напев. Hапевы Д. Состоят из. A) речитатива на одном звуке в пределах кварты:б) мелодич. Речитатива или семантически однозначных речитативных попевок:в) разл. Длины мелодич. Каденций в конце тирады или её отрезков, т.н. Формулы окончаний:г) вступительной мелодич. Формулы на слове "гей!", т.н. "заплачки":Pечитативные попевки, начальные и финальные мелодич. Формулы украшены обычно мелизмами.
Ладовую основу большинства Д. Образует дорийский лад c повышенной IV ступенью, c нижним вводным тоном (VII) и субквартой (V). Повышенная IV ступень используется в качестве вводного тона в доминанту, вследствие чего, V ступень выполняет функцию временной тоники. Oпевание увелич. Секунды, образовавшейся между III и IV ступенями, создаёт специфически "восточный" колорит или передаёт чувство страдания (по выражению кобзарей "придаёт жалости").Литература. Житецкий П., Mысли o народных малорусских думах, K., 1893. Kолесса Ф., Mелодiп украпнських народних дум, cepiя 1-2, Львiв, 1910-13 ("Mатерiали до ynpaпньскoп етнологiп НТШ", т. 13-14), Kипв, 1969. Его же, Bарiанти мелодiй украiнських народних дум, пx характеристика i трупування, "Записки Hаукового товариства iм.
Шевченка, т. 116, JIьвiв, 1913. Его же. Пpo генезу украпнських народних дум, там же, т. 130-132, Львiв, 1920-22 (изд. Отдельно, Львiв, 1922). Его же, Формули закiнчення в украпнських народних думах, "Записки Hаукового товариства iм. Щевченка", т. 154, Львiв, 1935. Его же, Pечитатива форми в украпнськiй народнiй поезiп, гл. II. Думи, в его кн. Музикознавчi працi, Kипв, 1970, c. 311-51. Украпнськi народнi думи, т. 1-2, тексты 1-33, вступ. K. Грушевськоп, Kипв, 1927-31. Грiнченко M. O., Украпнськi народнi думи, в его кн. Bибране, Kипв, 1959. Kирдан Б. П., Украинские народные думы (XV - нач. XVII вв.), M., 1962. Украинские народные думы, M., 1972.B. Л. Гошовский..
Дополнительный поиск Дума
На нашем сайте Вы найдете значение "Дума" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дума, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 4 символа