Золотое сечение
В музыке - обнаруживающаяся во мн. Муз. Произв. Связь важных особенностей построения целого или его частей с т.н. Золотым сечением.Понятие З. С. Относится к области геометрии. З. С. Называют деление отрезка на две части, при к-ром целое так относится к большей части, как бульшая часть к меньшей (гармонич. Деление, деление в крайнем и среднем отношении). Если целое обозначить буквой а, бульшую часть буквой b и меньшую - буквой c, соотношение это выражается пропорцией а:b=b:с. В числовом выражении отношение b:a составляет непрерывную дробь, приближённо равную 0,618034...В эпоху Возрождения было установлено, что З. С. Находит применение в изобразит. Иск-вах, в особенности в архитектуре. Было признано, что подобное соотношение частей производит впечатление гармонии, соразмерности, изящества.
Композиторы нидерландской школы (Я. Обрехт) сознательно применяли З. С. В своих произв.Первую попытку обнаружить проявление З. С. В музыке сделал в сер. 19 в. Нем. Учёный А. Цейзинг, к-рый неоправданно объявил З. С. Всеобщей, универсальной пропорцией, проявляющейся как в иск-ве, так и в мире природы. Цейзинг нашёл, что близкое к З. С. Соотношение обнаруживает мажорное трезвучие (интервал квинты как целое, большая терция как большая часть, малая терция - как меньшая часть).Более определённое проявление соотношений З. С. В музыке было открыто в нач. 20 в. Рус. Исследователем Э. К. Розеновым в области муз. Формы. По Розенову, оно сказывается уже в рамках периода, где мелодич. Кульминация обычно располагается в точке, близкой к точке З. С. Нередко вблизи точки З.
С. Обнаруживаются переломные моменты и в более крупных разделах муз. Формы (З. С. Проявляется во временном соотношении частей, к-рое в случае изменения темпа не совпадает с соотношением числа тактов) и даже в целых одночастных произв. Хотя анализы Розенова порой чрезмерно детализированы и не лишены натяжек, в целом его наблюдения о проявлениях З. С. В музыке были плодотворными и обогатили представление о временных муз. Закономерностях.Позднее З. С. В музыке изучали В. Э. Ферман, Л. А. Мазель и др. Развивая и уточняя высказанные Розеновым положения, Мазель установил, что деление в отношении З. С. Является признаком устойчивости, внутр. Завершённости мелодии. Он показал, что в точке З. С. Муз. Периода может находиться мелодич. Вершина не только всего периода, но и 2-го предложения, что точка эта может являться моментом, с к-рого 2-е предложение развивается иначе сравнительно с 1-м (эти проявления З.
С. Могут совмещаться). В масштабах сонатного allegro и в трёхчастной форме, по Мазелю, точка З. С. В классич. Музыке обычно приходится на начало репризы (конец разработки), в музыке композиторов-романтиков - располагается в репризе, ближе к коде. Мазель ввёл понятие З. С. В курс анализа муз. Произведений. Постепенно оно прочно вошло в обиход сов. Музыкознания.Литература. Розенов Э. К., О применении закона "золотого деления" к музыке, "Известия СПб. Общества музыкальных собраний", 1904, вып. Июнь - июль - август, с. 1-19. Tимердинг Г. Е., Золотое сечение, пер. С нем., П., 1924. Мазель Л., Опыт исследования золотого сечения в музыкальных построениях в свете общего анализа форм, "Музыкальное образование", 1930, No 2..
Дополнительный поиск Золотое сечение
На нашем сайте Вы найдете значение "Золотое сечение" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Золотое сечение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 15 символа