Зурна

106

(тур. Zurna, от перс. Сурна, сурнай, букв. - праздничная флейта) - духовой муз. Инструмент с двойной тростью. Близок к гобою. Распространён в Армении, Грузии, Азербайджане, Дагестане (под назв. Сурнай), в Узбекистане, Таджикистане и странах зарубежного Востока. Имеет ствол с раструбом, 8 игровых отверстий. В верхний конец ствола вставляется деревянная втулка с вилкой. При поворотах втулки концы зубцов частично прикрывают 3 верхних игровых отверстия, чем достигается дополнит. Подстройка инструмента. Во втулку вставляются латунный штифт, на к-рый надевается круглая розетка (из рога, кости, перламутра, металла) для опоры губ исполнителя, и маленькая трость из сплюснутой тростниковой трубочки. Обычно З. Снабжается запасными тростями, к-рые, как и розетка, привязываются к инструменту цепочкой или ниткой.

Для предохранения трости на неё после игры надевают деревянный футляр. Звукоряд З. Диатонический, в объёме полутора октав. Звук яркий, резкопронзительный. На З. Исполняются разнообразные, подвижные мелодии, в основном диатонические. Однако искусные зурначи умеют извлекать из З. И хроматизмы. В нар. Муз. Практике принята игра двух зурначей. Один ("уста" - мастер) играет мелодию с вибрацией звука, украшениями, форшлагами и т.п., другой ("дамкеш") исполняет тянущийся звук, непрерывность звучания к-рого достигается при помощи носового дыхания. В ансамбль с З. Часто входят дэф, нагара, гоша нагара и др.Литература. Керимов К., Оркестры азербайджанских народных инструментов, Баку, 1959.И. М. Вызго-Иванова..

Значения в других словарях
Зунделиус M.

(Sundelius) Mapия (наст. Фам. - Зантвиг, Santvig) (4 II 1884, Карльстад, Вермланд, Швеция - 26 VI 1958, Бостон, США) - амер. Певица (сопрано) и педагог. По нац. Шведка. С 10 лет жила в США. Муз. Образование получила у частных педагогов. В 1910 дебютировала на конц. Эстраде с орк. Под управлением К. Мука (Бостон). В 1915 участвовала в исполнении оратории М. Э. Босси "Жанна д'Арк" в Нью-Йорке. Затем солистка "Метрополитен-опера" (до 1928). Одна из первых партий - Первая жрица в опере "Ифигения в Т..

Зуппе Ф.

(Suppe) Франц фон (наст. Имя и фам. - Фран-ческо Эцекьеле Эрменеджильдо Зуппе-Демелли, Demelli) (18 IV 1819, Сплит, Далмация - 21 V 1895, Вена) - австр. Композитор и дирижёр. Один из создателей венской оперетты. Провёл юность в Падуе и Милане. Учился играть на флейте, с 1835 жил в Вене, где занимался теорией музыки и композицией у З. Зехтера и И. Зейфрида. Пользовался советами Г. Доницетти. Работал капельмейстером в т-рах Братиславы и Вены. Первые произв. З. Написаны в традиц. Классич. Форме (в ..

Зусман Г.

(Sussmann, Soussmann) Генрих (Андрей Андреевич) (1796, Берлин - 1848, Петербург) - рус. Флейтист и композитор. По национальности немец. Род. В семье музыканта. Первоначально обучался под рук. Отца игре на скрипке, затем на флейте у А. Шрёка. Нек-рое время занимался по теории музыки у К. Ф. Цельтера. С 1822 поселился в России. До конца жизни был солистом оркестра имп. Т-ра в Петербурге. Выдающийся виртуоз, З. Выступал с сольными концертами, в 1837 гастролировал в Берлине. Его талант высоко ценил ..

Зутермейстер Г.

Зутермайстер (Sutermeister) Генрих (р. 12 VIII 1910, Фёйертален, близ г. Шафхаузен) - швейц. Композитор. Учился в Мюнхене в Академии музыки по классу композиции у В. Курвуазье, Г. Рёра и X. Пфицнера (1923-32), позднее у К. Орфа. З. Известен гл. Обр. Как автор опер. Стремление к доходчивости, эклектизм муз. Языка обусловили нек-рую поверхностность оперной музыки З. Однако знание законов т-ра, мастерство в создании муз.-сценич. Образов, красочность инструментовки придают им сценич. Эффектность. Пе..

Дополнительный поиск Зурна Зурна

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Зурна" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зурна, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 5 символа