Исландская музыка

85

Древнейшие образцы нар. Исл. Муз. Творчества содержатся в памятниках исл. Эпоса - эддах и сагах. Наиболее ранний из таких образцов - "Гимн на создание мира" из старинной эдды. Известны более поздние песни-притчи, также повествующие о происхождении и деяниях богов. С 11 В., после введения христианства, в И. М. Распространяется григорианский хорал, а в сер. 16 в. Его в значит. Мере вытесняет протестантский. Старейший сохранившийся документ церк. Музыки - часослов в стихах "Оффициум св. Торлака" (Officium Sancti Thorlaci, конец 13 в.). В 1594 выходит первый печатный нотный сб. Протестантских хоралов. В ранний период хоральная мелодия, как правило, была одноголосной и отличалась обилием мелизматич. Украшений, позже хоралы становятся ритмически строже.

Наряду с церковной развивается и нар. Музыка. Исл. Нар. Музыка по преимуществу вокальная. С 12 в. Известны песни без аккомпанемента, сопровождающие нар. Танцы. После Реформации развивается особый песенный жанр - викиваки, отличающийся своеобразием ритмич. Рисунка. Тексты подобных танцев-рассказов обычно повествуют о жизни легендарных героев-рыцарей. На нар. Музыку повлияла поэзия скальдов, что сказалось, в частности, в том, что для героич. Песен стала характерной чередующаяся рифма. Наиболее распространённой формой нар. Песен начиная с сер. 14 в. Становятся т.н. Римур (мн. Число от рима) - строфич. Песни героич. Содержания, являющиеся частью больших эпопей. В каждой части эпоса менялся метр, а с ним и напев, представлявший собой в исполнении сказителя нечто среднее между разговорной интонацией и мелодией.

Игра на муз. Инструментах получила в народе значительно меньшее распространение, чем вок. Исполнение, и исл. Инструментарий небогат. Наиболее известные струн. Инструменты - лангшпиль (род смычковой цитры, имеющей две одинаково настроенные струны и 3-ю - на октаву ниже. Встречаются также лангшпили с одной струной) и фидла (двухструнный смычковый инструмент). Благодаря иск-ву нар. Певцов, традиции муз. Исл. Фольклора поддерживаются и в 20 в. Наряду с одноголосием распространено и двух-голосие. Последнее характеризуется мелодией, поющейся в интервале параллельной квинты, и носит назв. "твисёнгур". Отличит. Чертами совр. Исл. Нар. Музыки, по определению исследователя Б. Гудмундссона, являются, помимо специфич. Двухголосия, также нерегулярное чередование ритмов (соответственно аллитерации в нац.

Поэзии) и использование лидийского и дорийского ладов.Развитие проф. Исл. Муз. Культуры началось в конце 19 в., после завоевания страной независимости. Расширение связей с внешним миром способствовало проникновению в Исландию европ. Муз. Культуры. Появляются нац. Музыканты-профессионалы. Основоположником нац. Музыки был С. Свейнбьёрнссон, автор Гос. Гимна Исландии, создавший произв. Для оркестра, фп., скрипки. Кантаты, баллады. На рубеже 19-20 вв. Выделяются также авторы фп. И вок. Сочинений X. Хельгасон и Й. Лаксдаль. Начало серьёзному изучению фольклора положил композитор и теоретик Б. Торстейнссон, опубликовавший в 1909 в сб. "Исландская национальная музыка" ("Islenzk thjуdlцg"), наряду с собранными им образцами фольклора, духовные сочинения, в т.ч.

"Мессу св. Торлака", относящуюся к нач. 14 в. Среди ведущих исл. Композиторов, выдвинувшихся в первые десятилетия 20 в., большинство, как правило, получили образование в европ. Консерваториях и представляют разл. Направления совр. Музыки. Вместе с тем общим для них является стремление к продолжению нац. Традиций и разработке исл. Фольклора. Известность получили директор муз. Школы и церк. Органист П. Исоульфссон, автор ряда соч. Разных жанров, композиторы Э. Тородсен, К. Руноульфссон, Й. Тоураринссон, X. Паульссон, А. Снорасен и др. Важную роль в разл. Областях муз. Жизни играет композитор, дирижёр и фольклорист Й. Лейфс. Изучением фольклора занимается также музыковед и композитор Б. Гудмундссон.Муз. Жизнь Исландии почти целиком сосредоточена в столице страны - Рейкьявике.

Здесь имеются различные муз. Об-ва. Рейкьявикское музыкальное общество, Частное общество друзей музыки, Клуб камерной музыки, Джазовый клуб и др. В городах Акурейри, Акранес, Хабнарфьордур и др. Также имеются музыкальные об-ва. В Рейкьявике функционируют Высшая муз. Школа, Городская муз. Школа для молодёжи, Церковная муз. Школа, а также ряд частных муз. Классов.Исполнительское иск-во, особенно хоровое пение, находится на высоком уровне. Старейший муж. Хор "Фостбрайдур" ("Названные братья", осн. В 1916) и наиболее крупный хор страны "Исландские певцы" гастролировали в ряде стран Европы и Америки. В 1950 был основан Исландский симфонический оркестр (с 1961 коллектив передан в ведение Исландского радио и получил наименование Исландский гос.

Симф. Оркестр). В Рейкьявике работает Нац. Т-р (осн. 1950), в составе к-рого имеется муз. Труппа, ставящая оперы и оперетты. Среди исл. Артистов - певицы Г. Симонар и Ф. Паульсдоуттир, певцы Ф. Вейсгаппель, С. Исланди, пианист А. Бейнтененсон. Муз.-издат. Деятельность осуществляет изд-во "Музика Исландика".Литература. Hammerich A., Studier Over islandsk musik. Aarbшger for nordisk Oldkyndighed og historie, (s. 1.), 1899. Leifs J., Islandsk tonekjensl, Oslo, 1924. Thorsteinsson В., Islenzk vikivakalуg, Reykjavik, 1929. Его же, Thjуdlegt sцnglif б Islandi ad formi og nyju, Siglufjцrdur, 1931. Его же, Folkellg sand og musik paa Island, в сб. Nordisk kultur, Kbh., 1934. Thуrуlfsson B. K., Rimur fyrir 1600, Reykjavik, 1934. Sveinbjцrnsson Sv., Icelandic folksongs, Edinburgh, Pentland and Reykjavik, 1949.

Helgason H., Islдndische Musik, "Singt und Spielt", XV, H. 6, Z., 1949. Leifs J., Islands kьnstlerische Anregung, Reykjavik, 1951. Helgason H., Das Heldenlied in Island heute, Bremen, 1955.M. M. Яковлев..

Значения в других словарях
Искусственные флажолеты

См. Флажолеты.. ..

Исламей

Исламий, - нар. Танец кабардинцев и адыгейцев. И. Известен также под назв. Кабардинка. Мелодия исполняется на скрипке и гармонике в сопровождении пхацыка (трещотка из 4-6 деревянных пластинок).Ритм И. Близок лезгинке. Для мелодий характерно малосекундовое сопоставление пентахорда (выше) и тетрахорда (ниже). Художеств. Претворение И. Дал М. А. Балакирев в вост. Фантазии "Исламей" для фп. (1869). Название И. Встречается также среди иран. И азерб. Песен.С. П. Панкратов.. ..

Исмагилов З. Г.

Загир Гарипович (p. 26 XII 1916 (8 I 1917), дер. Верхнесерменово, ныне Белорецкого р-на Башк. АССР) - сов. Композитор. Нар. Арт. РСФСР (1968). Чл. КПСС с 1943. С юных лет исполнял старинные нар. Песни, выступал как кураист-импровизатор. В 1936 окончил студию для одарённой молодёжи при Башк. Т-ре драмы (Уфа). С 1937 учился на композиторском отделении (у В. А. Белого) в Башк. Нац. Студии при Моск. Консерватории. В 1954 окончил консерваторию по классу композиции (у В. Г. Фере). Творч. Деятельность ..

Испанская музыка

Истоки И. М. - в высокоразвитой и очень устойчивой в своих традициях муз. Практике первонач. Обитателей страны иберов, в 6 в. До н.э. Смешавшихся с покорившими полуостров кельтами. Прямыми потомками древних кельтиберов являются баски, живущие в провинциях Бискайя, Гипускоа и Алава в Зап. Пиренеях. Исследования, проведённые в 1910-х гг. Ф. Гаскуэ, показали неоспоримое родство старых мелодий басков с мелодиями Бретани (Франция) и Уэльса (Англия). С 1100 до н.э. На территории полуострова, преим. По..

Дополнительный поиск Исландская музыка Исландская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Исландская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Исландская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 17 символа