Казань

175

Столица Тат. АССР (с 1920), центр её театр. И муз. Жизни. 904 тыс. Жит. (1972). Начало развития проф. Музыкально-театр. Иск-ва в К. Относится к кон. 18 в. Муз. Номера включались в такие представления на религиозной основе, как "Пещное действо" в кафедральном соборе, "комедийные акции" в Славяно-латинской школе. С 1759 в городе существовала рус. Гимназия, где ставились разл. Аллегории, пантомимы, насыщенные музыкой, и даже балеты, сочинённые местными преподавателями. Крепостные оперно-драм. Труппы и оркестры имелись в помещичьих усадьбах П. П. Есипова, Толстых, Юшковых, Молоствовых и др. В 1791-1800 в городе работал "Казанский вольный театр", дававший регулярные платные спектакли с музыкой (в труппу т-ра входили местные любители). Основы проф.

Публичного т-ра в К. Заложил крепостной т-р П. П. Есипова. Труппа т-ра играла в 1803-14 в специально построенном помещении на центр. Площади города. Кроме драм. Спектаклей, здесь ставились оперы и балеты. Муз. Часть с 1805 возглавлял местный композитор А. В. Новиков, автор 12 опер, мн. Из к-рых шли на сцене этого т-ра. Ставились также "Мельник-колдун, обманщик и сват" Соколовского, "Санктпетербургский гостиный двор" Пашкевича, "Сбитенщик" Булландта, оперы Дж. Паизиелло и др. В 1849 было сооружено каменное театр. Здание - самое большое в Поволжье, вмещавшее после реконструкции в 60-70-е гг. До 1300 зрителей. В 1828-74 в К. Выступали разл. Оперно-драм. И опереточные труппы, в т.ч. В 1833-42 драм. Труппа П. А. Соколова, имевшая оркестр в составе 12 чел.

И ставившая также оперы. Репертуар этих трупп состоял из произв. Итал. И франц. Композиторов, исполнялись также оперы А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского и др. В 1859 К. Увидела "Русалку", в 1867 - "Ивана Сусанина" (в отрывках). С 1851 на казанской сцене периодически гастролировали итал. Оперные труппы. В 1874-1888 (с перерывом в 1880-84) в К. Выступала рус. Оперная труппа П. М. Медведева. В этот период впервые были пост. Мн. Оперы рус. Композиторов - "Руслан и Людмила", "Рогнеда". "Евгений Онегин", "Опричник" Чайковского, "Нижегородцы" Направника, "Демон" и др., но в репертуаре преобладали всё же итал. И франц. Оперы. В кон. 19 - нач. 20 вв. Музыкально-театр. Жизнь К. Была связана с разл. Муз. Труппами. Значительным был период антреприз М. М. Бородая (1894-1901), Н.

И. Соболыцикова-Самарина (1901-08), при к-рых оперная труппа (Казанско-Саратовская) стала одной из лучших в рус. Провинции. Репертуар т-ра практически не отличался от столичных казённых т-ров. В 1895 впервые в России на казанской сцене была осуществлена пост. Оперы "Дон Карлос" Верди на рус. Яз. В 1899 были пост. "Садко", "Снегурочка" и "Борис Годунов". При антрепризе Бородая значит. Роль в пропаганде опер рус. Композиторов сыграли т. Н. Народные спектакли для широких кругов населения, в т.ч. Для рабочих. Во главе казанской оперы стояли крупные дирижёры - А. А. Орлов-Соколовский, У. И. Авранек, И. О. Палицын, В. И. Сук, Л. П. Штейнберг, Я. А. Позен, А. А. Эйхенвальд, А. В. Павлов-Арбенин и др. С кон. 19 в. На сцене т-ра выступали выдающиеся певцы. Здесь начинал хористом (затем приезжал на гастроли) Ф.

И. Шаляпин, пели Н. Н. Фигнер, М. И. Фигнер, А. Фострем,. Л. Г. Яковлев, И. В. Тартаков, М. К. Максаков и др. На казанской сцене почти полностью прошла артистич. Деятельность Ю. Ф. Закржевского. В нач. 20 в. В К. Гастролировали моск. Оперный театр С. И. Зимина (дир. Э. Купер), труппа Д. X. Южина ("Художественная опера") и др. Оперные певцы, хор, театр. Оркестр постоянно выступали с разнообразной конц. Программой. Опера в целом оказала сильное воздействие на все стороны муз.-художеств. Жизни К. - город называли "Поволжскими Афинами".В конц. Жизни города участвовали местные любители, музыканты и гастролёры. В 30-40-е гг. 19 в. Театр. Оркестр выступал с исполнением популярных оперных увертюр, симфоний Й. Гайдна и В. А. Моцарта. Музыканты-любители объединялись в разл. Об-ва и кружки.

Популярным было университетское Музыкальное общество, имевшее хор, симф. И дух. Оркестры, ансамбль мандолинистов и гитаристов (с 1890-х гг.). В 80-е гг. Действовал "Кружок любителей совместного пения" А. И. Бердникова. В 1864 в К. Открылось отделение РМО. Особенно оживилась деятельность РМО с приходом А. А. Орлова-Соколовского (с 1887), когда под его руководством впервые были осуществлены абонементные симф. И камерные вечера, в к-рых прозвучали произв. Л. Бетховена, П. И. Чайковского, Ф. Шуберта, Й. Гайдна, Э. Грига. В 70-е гг. На гастроли в К. Приезжал скрипач А. П. Контский, концертировал Н. Г. Рубинштейн. В кон. 19 в. Неоднократно гастролировали капелла Д. А. Славянского, оркестр владимирских рожечников. В 1903-16 на гастроли в К. Приезжали скрипачи Л. С. Ауэр, Е.

А. Цимбалист, виолончелист А. В. Вержбилович, композиторы и пианисты - А. С. Аренский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, И. А. Добровейн. Оркестр С. А. Кусевицкого. Среди зарубежных гастролёров, выступавших в К., - польские пианисты И. Гофман, Арт. Рубинштейн, чеш. Скрипач Я. Кубелик, парижский ансамбль Об-ва старинной музыки и др. В это же время приобрели популярность местные коллективы и исполнители. Хор под упр. И. С. Морева, скрипач и дирижёр А. А. Панаев, скрипач и композитор И. А. Козлов - один из первых исследователей и пропагандистов тат. Нар. Музыки. Выступали пианист З. Яруллин, композитор С. X. Габаши, гармонист Ф. К. Туишев и др. Концерты, как правило, проходили в здании Дворянского собрания - центре муз.-конц. Жизни К.Муз. Образование в К.

До 1870 осуществлялось частными учителями, гл. Обр. В аристократич. И бурж. Семьях. Муз. Занятия велись также в ун-те, где до 1863 существовала должность учителя музыки. В 1870 Л. К. Новицким была открыта муз. Школа, её сменила в 1886 муз. Школа А. А. Орлова-Соколовского (здесь в 1890 под рук. Преподавателя С. В. Гилева силами учеников осуществлена пост. "Евгения Онегина"). Открывшаяся в 1891 и возглавляемая Р. А. Гуммертом муз. Школа в 1904 была преобразована в муз. Уч-ще. В школе и уч-ще существовали классы по разл. Муз. Специальностям, включая и оперную подготовку. Силами учеников систематически проводились циклы концертов из камерных произведений. Несмотря на то, что К. Являлась центром нац. Края, татар в муз. Уч-ще практически не было, в 1914 их число составляло менее 2% от общего числа учащихся.Широкие возможности для всестороннего развития нац.

Муз. Жизни К. Открылись после Великой Oкт. Социалистич. Революции. Возникают разл. Хоровые кружки, муз.-театр. Студии, оркестры нар. Инструментов, в к-рых непосредств. Участие принимает тат. Молодёжь. В 20-е гг. Первый тат. Проф. Композитор С. З. Сайдашев создаёт музыку к драм. Спектаклям (увертюры, арии, танцы, песни), мн. Из к-рых стали популярными произв. Нац. Репертуара ("Голубая шаль", "На Кандре", "Наёмщик" и др.).После пожара, уничтожившего в 1919 здание т-ра, оперы давались эпизодически, труппа распалась. В 1925 и в 1930 объединёнными силами учащихся Казанского муз. Техникума и Тат. Драм. Т-ра были пост. Первые тат. Оперы "Сания" (1925) и "Эшче" ("Рабочий", 1930), созданные В. И. Виноградовым, С. X. Габаши и Г. С. Альмухаметовым.Важнейшим этапом в развитии тат.

Нац. Культуры и иск-ва явилось создание в 1939 Татарского театра оперы и балета, основу труппы к-рого составили первые выпускники Тат. Оперной студии при Моск. Консерватории. Т-р открылся нац. Оперой Н. Г. Жиганова "Качкын" ("Беглец"). В первые же годы существования т-р пост. Ряд нац. Тат. Опер и балетов Н. Г. Жиганова, М. А. Музафарова, Ф. З. Яруллина, создание к-рых явилось важным событием в становлении тат. Сов. Муз. Культуры. Наряду с рус. И зарубежной классикой т-р широко ставил произв. Сов. Композиторов. В годы Великой Отечеств. Войны 1941-45 в К. Находилась большая группа рус. Музыкантов (М. Ф. Гнесин, Е. А. Бекман-Щербина, В. Д. Конен и др.), способствовавших развитию конц. И лекторско-музыковедческой деятельности в городе. В 1937 в К. Организована Гос. Филармония, при к-рой в том же году создан Тат.

Ансамбль песни и танца. Среди солистов филармонии - нар. Артисты Тат. АССР И. Г. Шакиров, А. А. Авзалова. Филармония проводит большую музыкально-образоват. Работу (муз. Лекторий филармонии даёт св. 1500 концертов в год), организует в К. Гастроли крупнейших мастеров совр. Муз. Иск-ва. Здесь выступали. Пианисты - С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, П. А. Серебряков, Г. Г. Нейгауз и др. Скрипачи и виолончелисты - Д. Ф. Ойстрах, M. Л. Ростропович и др. Гос. Симф. Оркестр СССР, Моск. Камерный оркестр, Квартет им. А. П. Бородина. Певцы - З. А. Долуханова, Т. Куузик, Е. Б. Серкебаев, Б. Р. Гмыря, Б. Т. Штоколов и др. В К. Побывали мн. Зарубежные исполнители и коллективы. В 1966 в К. Создан Гос. Симф. Оркестр Тат. АССР, возглавляемый нар. Арт. СССР Н. Г. Рахлиным. В 1967 открыт конц. Зал консерватории, что значительно повысило уровень музыкально-конц.

Жизни города (в 1972 здесь установлен орган). Широкий размах приняла музыкально-художеств. Само- деятельность, среди коллективов к-рой Нар. Симф. Оркестр Казанского дома учёных, Нар. Опера при Респ. Доме мед. Работников (коллектив пост. Оперы - "Африканская баллада" Магиденко, "В бурю" Хренникова, "Овод" Спадавеккиа и др.), Хор мальчиков при Казанском дворце пионеров, Нар. Ансамбль нар. Танца Дворца культуры им. 10-летия Тат. АССР и др. В 1962 в К. Возникло об-во "Прометей", объединившее студентов и преподавателей консерватории и Казанского авиац. Ин-та. "Прометей" впервые в СССР провёл светомузыкальный концерт, снял светомузыкальный фильм, подготовил спектакль "Звук и свет". В 1967 и 1969 в К. Были проведены 1-я и 2-я всесоюзные конференции "Свет и музыка".Oкт.

Революция открыла двери муз. Учебных заведений для тат. Молодёжи. В 1919 Казанское муз. Уч-ще было реорганизовано в муз. Школу (возглавлял её известный в К. Муз. Деятель Р. Л. Поляков). В 1919-20 здесь работал видный рус. Муз. Критик Н. Д. Кашкин. Параллельно со школой возникла Восточная консерватория (существовала до 1922), где учились представители разл. Национальностей Поволжья - татары, чуваши, марийцы и др. В 1923 в К. Создан Восточный муз. Техникум (с 1929 - Техникум искусств, с 1936 - Казанское муз. Уч-ще), во главе к-рого мн. Годы стояли дирижёры засл. Деят. Иск-в Тат. АССР А. А. Литвинов и И. В. Аухадеев. В 1945 была открыта Казанская консерватория, выпустившая к 1972 более 1000 музыкантов разл. Специальностей. С 1961 при консерватории имеется спец.

Средняя муз. Школа с интернатом для одарённых детей. В 1960 в Пед. Ин-те открылся муз.-пед. Ф-т, готовящий учителей пения. В 1969 - Казанский ин-т культуры. В 1973 в К. Было 10 музыкальных школ и музыкальное училище.В 1939 организован Союз композиторов Тат. АССР, ныне крупнейший в РСФСР, объединяющий 35 композиторов и музыковедов (1972), среди них нар. Арт. СССР Н. Г. Жиганов, засл. Деят. Иск-в РСФСР Р. X. Яхин, засл. Деят. Иск-в Тат. АССР Э. З. Бакиров, Ю. В. Виноградов, А. З. Монасыпов, З. В. Хабибуллин, М. З. Яруллин и др.Литература. Пинегин М., Казань в её прошлом и настоящем, СПБ, 1890. Загоскин Н. Г. (ред.), Спутник по Казани, Иллюстрированный указатель, Казань, 1895. Агафонов Н., Казань и казанцы, Казань, 1906. Крути И., Русский театр в Казани, М., 1958. Музыкальная культура Советской Татарии.

Сб. Статей, М., 1959. Tаубе Н., Четверть века казанской оперы (1874-1901), в сб. Из музыкального прошлого, (вып. 1), (М.), 1960. История Татарской АССР, Казань, 1968. Кантор Г., Предыстория казанской оперы, в сб. Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания, Казань, 1970. Его же, Начало профессионального музыкального образования в Казани, там же. Хайрутдинов A., Музыкальное образование в Татарии, в сб. Учёные записки Казанской консерватории, вып. 4, Казань, 1970. Нигмедзянов М., Музыкальный Татарстан, Казань, 1970.Г. М. Кантор..

Значения в других словарях
Казанли Н. И.

Николай Иванович (5 (17) XII 1869, Тирасполь - 23 VII (5 VIII) 1916, Петербург) - рус. Композитор и дирижёр. В 1879-83 обучался игре на скрипке в муз. Школе Об-ва изящных иск-в в Одессе. Окончил в 1894 Петерб. Консерваторию по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова и Ю. И. Иогансена. С 1895 преподаватель музыки 2-го кадетского корпуса и Николаевского инженерного уч-ща в Петербурге. В 1897-1904 дирижёр симф. Концертов Ф. Кайма в Мюн-хене. Выступал в Берлине и Праге. В 1899 под управлением К..

Казанцева Н. А.

Надежда Аполлинариевна (р. 2(15) III 1911, Иркутск) - сов. Певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. Арт. РСФСР (1947). Чл. КПСС с 1955. Брала уроки пения в Иркутске у Е. Г. Городецкой (с 1929. У неё же обучалась игре на фп.), в Москве у Л. Я. Шор-Плотниковой (с 1932). В 1930-32 концертмейстер и певица Иркутского радиоцентра. В 1935-54 солистка Всесоюзного радио, затем Гастрольбюро СССР, Москонцерта. Решающее влияние на творчество К. Оказало её участие в цикле моцартовских постановок, осуществл..

Казахская музыка

До Великой Oкт. Социалистич. Революции муз. Иск-во казах. Народа было представлено только нар. Творчеством (песни и инстр. Пьесы - кюи). На муз. Канве речитативного склада жырши (сказители) исполняли эпич. Поэмы и легенды, акыны (поэты) складывали поэтич. Импровизации, ертекши (сказочники) рассказывали сказки и басни. Распространение получили айтысы (соревнования нар. Поэтов и музыкантов), привлекавшие массы людей. Нар. Муз. Творчество основано на семиступенных диатонич. Мажорном и минорном лада..

Казахский театр оперы и балета

(Казахский ордена Ленина академический театр оперы и балета им. Абая) - муз. Театр Казах. ССР. Осн. В 1933 в Алма-Ате первоначально как Музыкальная студия. После пост. В 1934 муз. Комедии "Айман-Шолпан" (муз. Оформление И. В. Коцыка - обр. Нар. Казах. Песен) студия была преобразована в Казахский муз. Т-р. С 1935 в т-ре работает рус. Оперная труппа (первая пост. - "Кармен", 1935). В 1936 носил назв. Гос. Объединённый т-р казах. И рус. Оперы, с 1937 - Казахский гос. Т-р оперы и балета (в 1945 прис..

Дополнительный поиск Казань Казань

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Казань" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Казань, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 6 символа