Кводлибет

139

(от лат. Quod libet, букв. - что угодно) - многоголосное муз. Произведение шуточного характера, построенное на сочетании популярных мелодий и текстов или их отрывков. К. Нередко импровизировались неск. Певцами. Соединение разл. Мелодий с их текстами встречалось с 13 в. В мотетах и рефренах песен труверов. К К. Близки и нек-рые франц. Шансон, в к-рых применяются звукоподражательные тексты и рыночные выкрики (напр., К. Комп. Жанекена). Различают полифонич. И односложный К. В полифония. К. Контрапунктически сплетаются разнохарактерные мелодии и тексты, что создаёт юмористич. Эффекты. В странах нем. Языка в 15-16 вв. Большое распространение получил подобного рода К., основанный на нар. Мелодиях. Его наиболее ранний образец содержится в т. Н. Глогауэрской песенной книге (ок.

1460). Известными мастерами вок. Полифонич. К. Являлись Л. Зенфль, И. Г. Шмельцер, М. Франк, произв. К-рых в этом жанре включают мелодии многих подлинных нем. Нар. Песен 16-17 вв. Произв. Типа К. Появляются в 16 в. Во Франции (фрикассе), Испании (энсалада), Италии (мессанца). Образцы полифонич. Инстр. К. Создали И. Фирданк ("Каприччо в духе кводлибета", 1641) и И. С. Бах (последняя - 30-я из "Гольдберговских вариаций", где контрапунктически соединены мелодии двух популярных немецких песен). Для односложного, или простого, К. Типично не одновременное сочетание различных мелодий в голосах, а их последовательное проведение ("нанизывание"), наподобие попурри.В К. 17 в. Наблюдается отход от применения песенных и нар.-песенных мелодий. Ведущее значение приобретает подбор весёлых, юмористич.

Текстов и их сочетаний. Модификацию композиционного приёма К. Как произв., основанного на заимствованном из разл. Источников материале, можно проследить в опере и оперетте, нек-рое применение он находит и в совр. Музыке. См. Пастиччо, Мозаика, Коллаж.Литература. Glorieux P., La littйrature quodlibйtique de 1260 а 1320, n. 1-2, "Bibliothиque Thomiste", V et XXI, P., 1925-1935. Petermann K., Das Quodlibet - eine Volksliedquelle, Lpz., 1960 (Diss.). Gudewi11 K., Ursprьnge und nationale Aspekte des Quodlibet, в кн. Report of the Eighth Congress of the International Musicological Society, N. Y., 1961, v. 1-2, Kassel - L., 1961-62.И. M. Ямпольский..

Значения в других словарях
Квинтсекстаккорд

Первое обращение септаккорда. См. Обращение аккорда.. ..

Квитка К. В.

Климент Васильевич (23 I (4 II) 1880, с. Хмелев, ныне Роменского р-на Сумской обл.- 19 IX 1953, Москва) - сов. Музыковед-фольклорист, педагог. В 1902 окончил юридич. Ф-т Киевского ун-та. Муз. Образование получил в Киевском муз. Уч-ще, где занимался по классу фп. У Г. К. Ходоровского. С 1900-х гг. Работал в области муз. Фольклора, выезжал в многочисл. Экспедиции, записывал песни (в т. Ч. С голоса Леси Украинки- его жены, и И. Франко). Собрал св. 6000 укр. Нар. Песен и песен др. Народов (рус., бел..

Кегель Г.

(Kegel) Герберт (29 VII 1920, Дрезден) - нем. Дирижёр (ГДР). В 1935-40 учился в Дрезденской консерватории у Б. Блахера (композиция) и К. Бёма (дирижирование). С 1946 театр. Дирижёр в Ростоке, с 1949 рук. Хора и оркестра Лейпцигского радио. Под рук. К. Исполнены мн. Сочинения совр. Композиторов. Гастролировал в разл. Странах Европы и в СССР.. ..

Кей Ю. С.

(Kay) Юлиссес Симпсон (р. 7 I 1917, Таксон, Аризона) - амер. Композитор. Негр. Сын парикмахера. Окончил ун-т в Аризоне (1938) и Истменскую муз. Школу в Рочестере, где учился у X. Хансона и Б. Роджерса, позднее - у П. Хиндемита в Йельском ун-те и в Беркширском муз. Центре. Получив Римскую пр. США, в 1949-52 совершенствовался в амер. Академии в Риме. Имеет и др. Награды за разл. Произв., среди к-рых - увертюра "О новых горизонтах" (1944), сюита для оркестра (1946), "Короткая увертюра" (1946). В 19..

Дополнительный поиск Кводлибет Кводлибет

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кводлибет" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кводлибет, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 9 символа