Кульминация
(от лат. Culmen, родит. Падеж culminis - высшая точка, вершина. Нем. Kulmination) - момент наивысшего напряжения в муз. Произведении или какой-либо относительно завершённой его части. К. Образуются уже в мелодии, где составляют вершины мелодич. Волн. Однако К. Не всегда представляет наивысший звук мелодич. Волны - большое значение здесь имеют метро-ритмич. И ладово-гармонич. Факторы. Как правило, кульминац. Звук, помимо высоты, выделяется своей продолжительностью, метрич. Акцентом (сильная доля). С ладовой стороны кульминац. Звук является в большей или меньшей мере неустойчивым (VI, иногда III, VII и др. Ступени). Если мелодия состоит из неск. Мелодич. Волн, каждая может иметь свою "местную" К., одна из к-рых является и К. Всей мелодии как волны более крупного плана.
Такая К. Чаще всего находится во 2-й половине мелодич. Построения (напр., периода), вблизи т.н. Точки "золотого сечения". Встречаются и случаи, когда К. Располагается в начале мелодии (первый или второй её звук). К. Этого рода близка к т.н. "вершине-источнику" (термин Л. А. Мазеля), характерному для песенности слав. Народов, в частности русской и украинской. В мелодиях с вершиной-источником К. В настоящем своём смысле, т.е. Как момент наивысшего напряжения, достигнутого в процессе развития, отсутствует. Встречаются и мелодии с "рассредоточенной" К. - т.н. "вершиной-горизонтом" (термин Л. А. Мазеля). Порой К. Составляет не один звук, но целый мелодич. Оборот, а по отношению к очень протяжным, широко развитым мелодиям можно говорить и о целой кульминац.
Области, "зоне". К. В многогол. Гомофонной музыке представляет собой углубление, усиление мелодич. К., в т.ч. С помощью гармонич., динамич. И тембровых средств. К. В крупной муз. Форме отличается большей протяжённостью, нередко её образует кульминац. Проведение одной из тем. Такая К. Также обычно располагается вблизи точки золотого сечения целого. В сонатных allegro К. Часто приходится на окончание разработки и начало репризы (1-я часть 9-й симфонии Бетховена). В муз.-сценич. Произв. К. Образуется в соответствии с общими законами драмы как одного из иск-в. Концертные её проявления в разл. Видах муз.-драм. Сочинений (см. Драматургия музыкальная).Литература. Мазель Л. A., О мелодии, М., 1952, с. 114-35. Его же, Строение музыкальных произведений, М., I960, с.
58-64. Мазель Л. A., Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений, М., 1967, с. 79-94. Weinmann F., Zur Struktur der Melodie, "Zeitschrift fьr Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane", 1904, Bd 35. Tосh E., Melodielehre, В., (1923) (рус. Пер. - Учение о мелодии, М., 1928). Сhailley J., Essai sur les structures mйlodiques, "RM", 1959, v. 44. Hess W., Die Dynamik der musikalischen Formbildung, Bd 1-2, (W.), 1960-64. См. Также лит. К статьям Мелодия и Форма музыкальная..
Дополнительный поиск Кульминация
На нашем сайте Вы найдете значение "Кульминация" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кульминация, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 11 символа