Лапицкий И. М.
(псевд. Михайлов) Иосиф Михайлович (16 (28) I 1876, Минск - 5 XI 1944, Москва) - сов. Оперный и драм. Режиссёр, муз.-обществ. Деятель. Засл. Арт. РСФСР (1936). В 1897 окончил уч-ще правоведения в Петербурге. С детских лет пел в хоре, играл в оркестре, был режиссёром школьных и любит. Спектаклей. В 1897-1900 артист и режиссёр драм. Труппы М. А. Саблиной-Дольской, в 1900-01 в Мюнхене - в труппе Э. Поссарта. В 1903 дебютировал в МХТ. По совету К. С. Станиславского перешёл на режиссёрскую работу. Был режиссёром оперного т-ра Солодовникова (1903-06, с 1904 худ. Рук.), Большого т-ра (Москва, 1906-08), петерб. Нар. Дома (1908-12). В 1912 основал в Петербурге Театр музыкальной драмы (директор и худ. Рук.). В 1920-22 работал в Москве в коллегии Центротеатра, был режиссёром Моск.
Т-ра муз. Драмы. В 1921, 1924-25, 1927-28 директор и режиссёр Большого т-ра, в 1923-24 рук. Оперных трупп бывших Мариинского и Михайловского т-ров в Ленинграде. В 1925-27 работал на Украине. В 1930-37 режиссёр-постановщик на Радио в Москве. В последующие годы возглавлял оперный т-р в Харькове (1938-39), был худ. Рук. Донецкого муз. Т-ра (1940-43).Творч. Деятельность Л. Оставила заметный след в истории муз. Т-ра. Реформатор, смелый экспериментатор, оригинально мыслящий художник, Л. Был видным организатором, активным строителем сов. Муз. Т-ра. Его новаторские поиски открыли новую страницу в истории оперной режиссуры. Расцвет творч. Деятельности Л. Связан с Т-ром муз. Драмы. В основе его режиссёрского метода лежало стремление оправдать сценич.
Действие, максимально приблизить оперный спектакль к жизненной правде. Хотя борьба с разл. Условностями на оперной сцене и приводила Л. Порой к пренебрежению муз. Спецификой оперы, к излишним натуралистич. Подробностям, лучшие его работы отмечены оригинальностью художеств. Замысла, свежестью прочтения оперной партитуры, остротой её сценич. "видения" и воплощения, художественно цельным ансамблем, реалистич. Массовыми сценами. Среди наиболее интересных пост. Л. В Т-ре муз. Драмы -"Евгений Онегин" и "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1912), "Кармен" (1913), "Пиковая дама", "Снегурочка" (1914), "Аида", "Севильский цирюльник". "Каменный гость" Даргомыжского (1915), "Черевички" Чайковского, "Иоланта", "Парсифаль" (1916) и др., в Большом т-ре -"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1908), "Король забавляется" ("Риголетто", 1925), "Хованщина" (1928), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1929), в Укр.
Т-ре оперы и балета - "Тихий Дон" (1936). "Щорс" Лятошинского (1938). Автор статей о реформе оперного т-ра.Литература. Коломийцев В., Лапицкий, "Театр", 1923, No 9. Мозжухин Ал., Лапицкий как режиссёр, там же. Крыжицкий Г., Режиссёрские портреты, М.-Л., 1928. Левик С., Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены, М., 1955, 1962.И. М. Ямпольский..
Дополнительный поиск Лапицкий И. М.
На нашем сайте Вы найдете значение "Лапицкий И. М." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лапицкий И. М., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 14 символа