Лауда

121

(итал. Lauda или laude, от лат. Laus - хвала, прославление) - итал. Духовная песнь гимнич. Склада. Пользовалась особым распространением в 13-16 вв. Бытовала в народе. Исполнялась на улицах, площадях, в домашнем быту, а также на собраниях особых "братств лаудистов". Такие "братства" существовали в большинстве крупных городов Италии - во Флоренции (не менее 9), в Риме, Венеции, Болонье, Перудже, Пезаро, Бергамо, Урбино и др. Тексты Л. - на итал. Яз., в т.ч. На местных его диалектах, и лишь изредка - на лат. Языке. Их создавали представители раз л. Профессий. Несмотря на общую религ. Направленность, по содержанию они тесно связаны с обыденной жизнью, порой включают элементы "мирских", "светских" песен. Музыку Л. Отличает ясная строфичность.

Мн. Л. Исполнялись на мелодии светских нар. Песен - весёлых любовных, уличных и др. Сохранилось довольно много рукописных и печатных сб-ков Л. Они дают ясное представление об этом жанре и его развитии. Ранние Л. 13 в, (напр., в рукописи из Нортоны) одноголосни и по форме близки к балладе. Они начинались с исполнявшейся хором (в унисон) "рипрезы", к-рая повторялась после каждой из сольных строф. В сер. 15 в. Появились двухголосные Л. (напр., в рукописи Марчана из Венеции). В них заметны элементы фобурдонного склада, гетерофонии. Ритмика в записях не обозначена, но склад "нота против ноты" ясно выступает. В 1485 вышел в свет первый печатный сб. Л. В 16 в. Создавались 4-голосные Л. (напр., в изданиях Петруччи 1507 и 1508 гг.). Ведущая мелодия обычно проходит в верхнем голосе, реже в теноре и др.

Голосах. Склад остаётся в основном гомофонно-гармоническим, хотя в ряде образцов при сохранении ясности гармонич. Вертикали муз. Ткань более полифонизирована. В целом развитые многогол. Л. Сближаются с фроттолой. В 16 в. Л. Создавались и композиторами. Так, Дж. Анимучча написал "Laudi spirituali" для устраивавшихся рим. Священником Ф. Нери религ. Собраний. Эти Л. Были опубл. В 1565. В 1570 последовало 2-е собрание Л., созданных Анимучча. В 1588, через 17 лет после его смерти, Ф. Сото опубл. 3-е собрание Л., включавшее сочинения крупнейших композиторов того времени. В 1591 появился 4-й сб. Л., связанный с религ. Собраниями Ф. Нери. Большой сб. Л. Был издан в 1563 С. Рацци. В числе виднейших авторов многогол. Л.- Б. Тромбочино и М. Кара. Нек-рые виды Л., исполнявшиеся в религ.

Собраниях Нери, включая диалогич. Л., сыграли видную роль в формировании жанра оратории. Л. Способствовала подготовке нового стиля гомофонии (нач. 17 в.).Издания. Jeppesen К п., Brшndal V., Die mehrstimmige italienische Laude um 1500, Lpz.-Kph., 1935. Liuzzi F., La lauda e 1 primordi della melodia italiana, v. 1-2, Roma, 1935.Литература. Ливанова Т. Н., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л., 1940, с. 85-86. Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 1, М., 1953, с. 58- 74. Аlaleona D., Le laudi spirituali italiani nei s. XVI e XVII..., "RMI", 1909, (v.) 16. Dent E. J., The Laudi spirituali in the XVI-th and XVII-th Centuries, "Proceedings of the musical Association", 1917, (v.) 43. Jeppesen Кn., Die mehrstimmige italienische Laude des 16.

Jahrhunderts, в кн. Kongress-Bericht, Lьttich, 1930. Handschin J., Ьber die Laude, "Acta musicologica", 1938, (v.) 10. Ghisi F., Strambotti e laude, "Collectanea Historiae Musicae", 1953, (v.) 1. Eго жe, Gli aspetti musicali della lauda fra il XIV e il XV s., prima meta, в кн. Natalicia musicologica, Festschrift Kn. Jeppesen, Kph., 1962. Damilano P., Fonti musicali della lauda polifonica intorno alla metа del s. XV, "Collectanea Historiae Musicae", 1963, (v.) 3. Кenney S. W., In Praise of the Lauda. В кн. Aspects of Medieval and Renaissance Music, a Birthday offering to G. Reese, N. Y., 1966..

Значения в других словарях
Латышская музыка

Древнейшие данные о латыш. Нар. Музыке относятся к 11-12 вв. (археологич. Раскопки). В 1632 впервые была опубликована латыш. Нар. Мелодия с текстом (в кн. Frid. Menii, Syntagma de origine livonorum, Dorpati). Однако систематич. Собирание и изучение латыш. Нар. Музыки началось лишь с 70-х гг. 19 в. И особенно в 20 в. Латыш. Нар. Песенные жанры включают в себя широкий круг трудовых песен (пастушеские, пахарей, сенокосные, жатвенные, при работах над льном, толочные, молотильные, помольные, рыбацкие..

Лауб Ф.

(Laub) Фердинанд (19 I 1832, Прага - 18 III 1875, Грис, Тироль) - чеш. Скрипач, педагог и композитор. Игре на скрипке учился у отца (концертировал с 8 лет), в 1843-46 - у М. Мильднера в Пражской консерватории. С 1848 был концертмейстером оперного оркестра в Вене, выступал как солист и камерный музыкант, брал уроки композиции у З. Зехтера. В 1853-55 рук. Капеллы в Веймаре (там встречался с Б. Сметаной и Ф. Листом). В 1856-62 преподавал в консерватории и Новой академии музыки в Берлине, был рук. И..

Лаукс К.

(Laux) Карл (p. 26 VIII 1896, Людвигсхафен) - нем. Музыковед и муз.-обществ. Деятель (ГДР). Образование получил в Гейдельбергском ун-те, где изучал музыковедение под рук. Т. Кройера и X. И. Мозера, а также социологию и философию (окончил в 1925). Выступал как муз. Критик. Преподавал историю музыки в Высшей школе музыки Мангейма. С 1934 - в Дрездене. В 1936-48 доцент Высшей школы музыки, в 1945-48 советник по вопросам театра и музыки в Саксонии. В 1948-51 музыкальный редактор Берлинского радио. О..

Лауреат

(от лат. Laureatus - увенчанный лавровым венком) - почётное звание лица, отмеченного спец. Премией или наградой. Впервые это звание присуждалось в Др. Греции и Риме. Л. Муз. Конкурса - участник конкурса, награждённый по решению жюри премией. По условиям нек-рых конкурсов звание Л. Даётся лишь участнику, получившему 1-ю премию.. ..

Дополнительный поиск Лауда Лауда

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лауда" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лауда, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 5 символа