Лейпцигская школа

106

Направление в нем. Музыке, возникшее в сер. 19 в. В тесной связи с деятельностью Лейпцигской консерватории. К Л. Ш. Принадлежали в основном педагоги консерватории, группировавшиеся вокруг основателя Лейпцигской консерватории Ф. Мендельсона. И. Мошелес, Н. Гаде, М. Гауптман, Ф. Давид, отчасти Р. Шуман. Восприняв новые романтич. Веяния, Л. Ш., однако, отвергала наиболее смелые и радикальные проявления романтич. Новаторства, принципы и характер творч. Деятельности её представителей сложились в русле умеренного романтизма и классических традиций. Ведущее значение при этом имели эстетические взгляды, деятельность и творчество Мендельсона. Представители Л. Ш. Опирались в своём творчестве на композиционные средства немецкой классич. Музыки, на нац.

Бытовые жанры. Л. Ш. Способствовала подъёму нем. Муз. Культуры в трудных условиях политич. Раздробленности и провинциальной отсталости. Большую роль сыграла пропаганда Л. Ш. Муз. Произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта. Композиторы Л. Ш. Обогатили репертуар любительского музицирования множеством несложных, национально ярких произв. - песен, вок. Ансамблей, хоров, фп. И скр. Пьес.Во 2-й пол. 19 в. В Л. Ш. Стали преобладать консервативные тенденции, выявилась её ограниченность. В творчестве представителей Л. Ш. Почти не отразились события бурж.-демократич. Революции 1848-49. Возглавившие школу эпигоны Мендельсона - К. Рейнеке, Ф. Абт, К. Гурлитт, Р. Фолькман и др. Выдвинули на первое место вопросы чистоты стиля и формы. Среди крупных теоретиков - представителей Л.

Ш. - М. Гауптман, X. Риман, Э. Рихтер.В условиях борьбы направлений, развернувшейся накануне объединения Германии (1850-60-е гг.), Л. Ш. Превратилась в оплот муз. Академизма, противостоявший новаторским устремлениям Р. Вагнера и веймарской школы, возглавлявшейся Ф. Листом. В этот период особенно сказалось отсутствие в рядах Л. Ш. Крупной творч. Индивидуальности. Наиболее близким к лучшим традициям Л. Ш. Было творчество И. Брамса. К нач. 20 в., когда определяющими для развития нем. Музыки факторами становятся традиции Р. Вагнера и И. Брамса, Л. Ш. Утратила своё значение как самостоят. Направление.Литература. Друскин М., История зарубежной музыки второй половины XIX в., М., 1963, с. 6-13;Конен В., История зарубежной музыки, вып. 3, М., 1972, с. 288-90, 293-94.

Ворбс Г. X., Феликс Мендельсон-Бартольди..., пер. С нем., М., 1966. Kneschke E., Das Conservatorium der Musik in Leipzig, Lpz., (1868). Festschrift zum 75-jдhrigen Bestehen des Kцniglichen Konservatoriums der Musik zu Leipzig, Lpz., 1918. Heyer H., Festschrift zum 175-jдhrigen Bestehen der Gewandhauskonzerte, Lpz., 1956.Г. В. Крауклис..

Значения в других словарях
Лейнус К.

Карл (1889, ныне район с. Вана-Антсла - 19 II 1968, Таллин) - сов. Хор. Дирижёр. Нар. Арт. Эст. ССР (1955). Окончил пед. Уч-ще в Риге, позже посещал курсы хор. Дирижёров в Вильнюсе. Работал хор. Дирижёром в Херсоне, Москве и Петербурге. В 1919 основал в Таллине хор "Дети песни" ("Лаумуласпед"), получивший широкую известность. В 20-х гг. Отделения хора были открыты во мн. Городах Эстонии. В 1929 Л. Основал смешанный хор железнодорожников "Руудам", ставший одним из лучших любительских коллективов ..

Лейпциг

(Leipzig) - город на юге ГДР, один из старейших культурных центров страны. 580,7 тыс. Жит. (1971). В течение неск. Столетий средоточием муз. Культуры Л. Являлись церкви, в т. Ч. Томаскирхе, при к-рой в 1212 был осн. Мужской хор (Томанерхор), а позднее (ок. Сер. 13 в.) школа Томасшуле, где обучали пению, игре на органе. В 15-16 вв. В церквах имелись органы, построенные лейпцигскими мастерами (И. Шунд, И. Ланге и др.). Среди крупнейших органистов - Н. Веллер, С. Лёц, Э. Н. Аммербах, Г. И Т. Энгель..

Лейпцигский оркестр Гевандхауза

См. Гевандхауз.. ..

Лейтмотив

(нем. Leitmotiv, букв. - ведущий мотив) - относительно краткий муз. Оборот (б. Ч. Мелодия, иногда мелодия с гармонизацией, порученная определённому инструменту и т. П. В нек-рых случаях отд. Гармония или последовательность гармоний, ритмич. Фигура, инстр. Тембр), неоднократно повторяющийся на протяжении муз. Произв. И служащий обозначением и характеристикой определённого лица, предмета, явления, эмоции или отвлечённого понятия (Л., выраженный гармонией, иногда наз. Лейтгармонией, выраженный темб..

Дополнительный поиск Лейпцигская школа Лейпцигская школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лейпцигская школа" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лейпцигская школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 17 символа