Ленинградская академическая капелла

79

Имени М. И. Глинки - старейший русский профессиональный хоровой коллектив. Осн. В 1479 в Москве как мужской хор т. Н. Государевых певчих дьяков для участия в службах Успенского собора и в "мирских забавах" царского двора. В 1701 реорганизован в придв. Хор (мужчины и мальчики), в 1703 переведён в Петербург. В 1717 выезжал с Петром I в Польшу, Германию, Голландию, Францию, где впервые познакомил заруб. Слушателей с рус. Хор. Пением. В 1763 хор переименован в имп. Придв. Певч. Капеллу (в составе хора 100 чел.). С 1742 мн. Певчие были постоянными участниками хора в итал. Операх, а с сер. 18 в. Также исполнителями сольных партий в первых рус. Операх в придв. Т-ре. С 1774 капелла даёт концерты в петерб. "Музыкальном клубе", в 1802-50 участвует во всех концертах Петерб.

Филармонич. Об-ва (кантаты и оратории русских и заруб. Композиторов, большинство к-рых исполнялось в России впервые, а нек-рые и в мире, в т. Ч. "Торжественная месса" Бетховена, 1824). В 1850-82 конц. Деятельность капеллы проходила гл. Обр. В зале Концертного общества при капелле. Являясь центром рус. Хор. Культуры, капелла оказывала влияние не только на формирование традиций хор. Исполнения в России, но и на стиль хор. Письма без сопровождения (а cappella). Видные рус. И зап. Музыканты-современники (В. В. Стасов, А. Н. Серов, А. Адан, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман и др.) отмечали стройность, исключительный ансамбль, виртуозную технику, безупречное владение тончайшими градациями хор. Звучания и великолепные голоса (особенно басов-октавистов).

Возглавляли капеллу муз. Деятели и композиторы. M. P. Полторацкий (1763-1795), Д. С. Бортнянский (1796-1825), Ф. П. Львов (1825-36), А. Ф. Львов (1837-61), Н. И. Бахметев (1861-83), М. А. Балакирев (1883-94), А. С. Аренский (1895-1901), С. В. Смоленский (1901-03) и др. В 1837-39 капельмейстером капеллы был М. И. Глинка. С 1816 директорам капеллы было предоставлено право издавать, редактировать и разрешать к исполнению духовные хор. Сочинения рус. Композиторов. В 1846-1917 при капелле существовали гос. Очные и заочные дирижёрские (регентские) классы, с 1858 открылись инстр. Классы по разл. Орк. Специальностям, готовившие (по программам консерватории) солистов и артистов оркестра высшей квалификации. Особого развития классы достигли при Н. А. Римском-Корсакове (пом.

Управляющего в 1883-94), создавшем в 1885 из уч-ся капеллы симф. Оркестр, выступавший под управлением виднейших дирижёров. Педагогами инстр.-хор. Классов были известные дирижёры, композиторы, музыканты-исполнители. В 1905-17 деятельность капеллы ограничивалась в основном церковно-культовыми мероприятиями. После Окт. Революции 1917 в репертуар капеллы вошли лучшие образцы мировой хор. Классики, произв. Сов. Композиторов, нар. Песни. В 1918 капелла преобразована в Нар. Хор. Академию, с 1922 - Гос. Акад. Капелла (с 1954 - имени М. И. Глинки). В 1920 хор пополнился жен. Голосами и стал смешанным. В 1922 при капелле организованы хор. Школа и дневной хор. Техникум (с 1925 и вечерний - для взрослых). В 1945 на базе хор. Школы учреждено Хор. Уч-ще при капелле (с 1954 - имени М.

И. Глинки). В 1955 Хор. Уч-ще выделилось в самостоят. Организацию. Коллектив капеллы ведёт большую конц. Работу. В её репертуаре классич. И совр. Хоры без сопровождения, программы из произв. Сов. Композиторов, нар. Песни (рус., укр. И др.), а также крупные произв. Кантатно-ораториального жанра, многие из к-рых исполнялись капеллой в СССР впервые. Среди них. "Александр Невский", "На страже мира", "Здравица" Прокофьева. "Песня о лесах", "Над Родиной нашей солнце сияет" Шостаковича. "На поле Куликовом", "Сказание о битве за Русскую землю" Шапорина, "Двенадцать" Салманова, "Виринея" Слонимского, "Слово о полку Игореве" Пригожина и мн. Др. Произв. Сов. И заруб. Композиторов. После 1917 капеллой руководили видные сов. Хор. Дирижёры. М. Г. Климов (1917-35), H.

M. Данилин (1936-37), А. В. Свешников (1937-41), Г. А. Дмитревский (1943-53), А. И. Анисимов (1955-65), Ф. М. Козлов (1967-72), с 1974 - В. А. Чернушенко. В 1928 капелла гастролировала в Латвии, Германии, Швейцарии, Италии, в 1952 в ГДР.Литература. Музалевский В. И., Старейший русский хор. (1713-1938), Л.-М., 1938. (Гусин И., Ткачев Д.), Государственная академическая капелла имени М. И. Глинки, Л., 1957. Академическая капелла имени М. И. Глинки, в кн. Музыкальный Ленинград, Л., 1958. Локшин Д., Замечательные русские хоры и их дирижеры, М., 1963. Казачков С., Два стиля - две традиции, "СМ", 1971, No 2.Д. В. Ткачёв..

Значения в других словарях
Лендлер

(нем. Lдndler) - нар. Парный круговой танец. Размер 3/4 или 3/8, темп умеренный, движения с прыжками. Распространён в Австрии (особенно в Штирии) и Юж. Германии (Баварии). Слово "Л." часто переводят как "деревенский танец" (от нем. Land - сельская местность, деревня), что вполне соответствует его происхождению и бытованию, однако, вероятно, оно связано с назв. Местности в Австрии - Ландль (Landl).Под назв. "Л." к нач. 19 в. Объединялись мн. Разновидности нар. Австр. И нем. Танцев, известных по х..

Ленинград

Крупнейший наряду с Москвой центр муз. Культуры СССР. 3679 тыс. Жит. (на 1 янв. 1973). Муз. Жизнь, преим. Светские её формы, начинается в Петербурге в первые годы существования города. В торжествах по случаю победы над шведами и основания Петербурга (май 1703) участвовал хор. Позднее Пётр I перевёл своих певчих, т. Н. Государевых дьяков, в новую столицу, пополнил хор певцами из др. Хоров страны, в т. Ч. Из "патриаршего". Так закладывается основа будущей Придв. Певч. Капеллы (см. Ленинградская ак..

Ленинградская консерватория

(Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория им. H. A. Римского-Корсакова) - крупнейшее муз. Учебное заведение в СССР. Основана РМО в Петербурге в 1862 по инициативе А. Г. Рубинштейна. Открытие первой в России консерватории стало одной из важных вех в истории отечеств. Муз. Культуры, явилось началом развития высшего проф. Муз. Образования. Создатели и передовые педагоги консерватории стремились выработать такую систему образования, к-рая соответствовала бы уровню и задачам нац. Иск..

Ленинградский академический симфонический оркестр

Ленинградской филармонии - старейший сов. Симф. Оркестр. Засл. Коллектив РСФСР (1934). Осн. В 1882 в Петербурге как Придв. Музыкантский хор (см. Придворный оркестр). С 1917 Гос. Симф. Оркестр (рук. С. А. Кусевицкий). В 1921, с созданием Петрогр. (Ленингр.) филармонии, вошёл в её состав и стал основным коллективом этой конц. Организации. В 1921-23 его работой руководил Э. А. Купер (одноврем. Директор филармонии). Первый филармонич. Концерт состоялся 12 июня 1921 (в программе - произв. П. И. Чайко..

Дополнительный поиск Ленинградская академическая капелла Ленинградская академическая капелла

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ленинградская академическая капелла" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ленинградская академическая капелла, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 35 символа