Либретто

101

(итал. Libretto, букв. - книжечка). 1) Словесный текст музыкально-драматич. Произведения - оперы, оперетты, в прошлом также кантаты и оратории. Назв. Связано с тем, что оперные Л. С кон. 17 в. Часто выпускались для посетителей т-ров в виде маленьких книжечек. Л. Не могут рассматриваться как самостоят. Лит.-драматич. Произв. Представляя собой лит.-драматич. Основу оперы, они обретают своё истинное значение и выявляют свои достоинства лишь в единстве с музыкой, при постановке произв. Вплоть до сер. 18 в. В композиции Л. Господствовала определённая схема, обусловленная однотипностью муз.-драматич. Задач. Поэтому одно и то же удачное Л. Нередко многократно использовалось разл. Композиторами. Позднее Л., как правило, создаются либреттистом в тесном контакте с композитором, порой при его непосредств.

Участии, что обеспечивает индивидуальный характер замысла и более тесное единство действия, слова и музыки (таковы Л., созданные Р. Кальцабиджи к "Орфею и Эвридике" Глюка, Л. Да Понте - к моцартовскому "Дон Жуану", М. И. Чайковским - к "Пиковой даме" Чайковского, В. И. Бельским - к "Царю Салтану", "Сказанию о невидимом граде Китеже и деве Февронии" и "Золотому петушку" Римского-Корсакова и др.). Начиная с 19 в. Нек-рые выдающиеся композиторы, обладавшие литературно-драматич. Дарованием, создавали Л. Своих опер самостоятельно, не прибегая к помощи либреттиста либо используя её частично, напр. Для подготовки стихотворных текстов (Г. Берлиоз, Р. Вагнер, А. Бойто, М. П. Мусоргский, в 20 в. - С. С. Прокофьев, К. Орф, Дж. Ф. Малипьеро, Дж. К. Менотти и др.).Осн.

Источником сюжетов Л. Является художеств. Литература - народная (мифы, легенды, былины, сказки) и профессиональная (поэмы, романы, новеллы, драматич. Пьесы и т. Д.). Л., не имеющие какого-либо лит. Прообраза, встречаются сравнительно редко (Л. Оперы Мейербера "Роберт-Дьявол", написанное Э. Скрибом. Л. Оперы "Хованщина" Мусоргского, созданное самим композитором, и нек-рые др.). При переработке в Л. Литературные произведения б. Ч. Подвергаются значительным изменениям. Порой заимствуется только сюжет, в др. Случаях используется общая композиция, отчасти и текст. Нередко при этом существенно меняется сама концепция произв. ("Пиковая дама" у А. С. Пушкина и у П. И. Чайковского). Случаи использования драматич. Произв. В Л. Полностью или с незначит. Сокращением и дополнением текста в 19 и нач.

20 вв. Были единичными ("Каменный гость" Даргомыжского по Пушкину, "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси по Метерлинку, "Саломея" Р. Штрауса по Уайльду и др.), в совр. Опере они встречаются довольно часто, не представляя исключит. Явления.Типы Л., их особенности чрезвычайно многообразны как по содержанию, так и со стороны общего построения, применения стихотворного и прозаич. Текста, наличия или отсутствия подразделения текста на номера и т. П. История Л. Неразрывно связана с историей оперы во всех её жанровых и нац. Разновидностях. Каждому исторически конкретному типу оперы (напр., итал. Опере-сериа и опере-буффа, франц. "большой" и комич. Опере, нем. Зингшпилю, рус. Историч. И сказочной опере, опере-былине и др.) отвечает свой тип Л.

Одна из важнейших проблем при создании Л. - сочетание логики сценич. Действия, т. Е. Естеств. Развития событий и характеров, с закономерностями муз. Композиции. Чередованием вок., хореографич. И симф. Эпизодов, сменой темпов и динамики, законченностью нек-рых оперных форм (арии, монологи, ансамбли), наконец, особыми требованиями к тексту (лаконизм, удобопроизносимость, одновр. Сочетание разл. Текстов в ансамблях и т. Д.). В силу специфичности драматургии Л. В данной области работали гл. Обр. Второстепенные поэты и драматурги. Однако в создании Л. Принимали участие и выдающиеся лит. Деятели разных эпох (в 18 в. - П. Метастазио и К. Гольдони, в 19 в. - Э. Скриб, В. Гюго, Э. Золя, в 20 в. - Г. Гофмансталь, С. Цвейг, Ж. Кокто, П. Клодель и др.). Высокого мастерства достигали и нек-рые литераторы, работавшие почти исключит.

В жанре Л. (П. Ж. Барбье, А. Мельяк и Л. Галеви во Франции, Ф. Романи и С. Каммарано в Италии, В. И. Бельский в России и др.).2) Литературный сценарий балетного спектакля.3) Краткое изложение содержания оперы, оперетты, балета.Литература. Ярустовский Б., Оперная драматургия П. И. Чайковского, М. - Л., 1947. Его же, Драматургия русской оперной классики, М., 1953. Его же, Очерки по драматургии оперы XX века, кн. 1-2, М., 1971-75. Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы..., М., 1952, гл. 1. Кlеszуnski J., О estetyce libretta operowega, Warsz., 1892. Istel E., Das Libretto, В. -ЗLpz., 1914, перераб. Изд. The art of writing opera-libretto, N. Y., 1922. Sonneсk О. G. Th., Catalogue of librettos printed before 1800, v. 1-2, Wash., 1914, 1945. Kraussold M., Geist und Stoff der Operndichtung, Lpz., 1931.

Delia Corte A., La "poesia per musica" e il libretto dopera, Turin, 1950. Его же, Drama per musica dal Rinuccini alio Zeno, v. 1-2, Turin, 1958. Rollandi U., Il libretto per musica attraverso i tempi, Roma, 1951. Fоrtner W., Lion F., Gramer H. V., Libretto der neuen Oper, "Akzente", 1957, H. 2. Schumann K., Die Emanzipation des Librettos. Literarische Tendenzen in der modernen Oper, в сб. Lebt die Oper?, Bonn, 1960. Weisstein U., The libretto as literatur, Norman (Okla.), 1961. Mьller R., Das Opernlibretto im 19. Jahrhundert, Winterthur, 1966. Brаgaglia L., Storia del libretto. Nel teatro in musica come testo e pretesto drammatico, v. 1, Roma, 1970. Smith P. J., The tenth muse. A historical study of the opera libretto, N. Y., 1970.

Thiel E., Rohr G., Libretti. Verzeichnis der bis 1800 erschienenen Textbьcher, Fr./M., 1970 (Kataloge der Herzog August-Bibliothek Wolfenbьttel. Neue Reihe, Bd 14).Е. С. Чёрная..

Значения в других словарях
Лещинский А. А.

Адольф Абрамович (р. 12 VII 1915, Черновицы) - сов. Скрипач и педагог. Чл. КПСС с 1947. Род. В семье музыканта. Игре на скрипке учился под руководством отца. В 1924-28 концертировал во мн. Городах СССР. С 1928 совершенствовался в Германии у М. Росталя, с 1929 у К. Флеша, по классу к-рого окончил в 1932 Высшую муз. Школу в Берлине. Возвратившись в 1933 в СССР, возобновил конц. Деятельность. Был солистом Всероссийского гастрольно-конц. Объединения, укр. Гастрольбюро (1934-56), Харьковской филармон..

Либерман Р.

(Liebermann) Рольф (р. 14 IX 1910, Цюрих) - швейц. Композитор, дирижёр, муз. Деятель. Изучал право в Цюрихском ун-те, брал уроки музыки у X. Берро, позднее у Г. Шерхена (дирижирование), затем у В. Фогеля (композиция). До 1937 дирижировал в Вене оркестром в качестве ассистента Шерхена. С 1938 жил в Швейцарии, занимаясь муз.-критич. И композиторской деятельностью. С 1945 сотрудник Швейц. Об-ва радиовещания в Цюрихе, в 1950-57 рук. Орк. Отдела в Беромюнстере. В 1957-72 возглавлял муз. Отдел Сев.-не..

Ливанова Т. Н.

(по мужу - Pерман) Тамара Николаевна (р. 5 (18) IV 1909, Кишинёв) - сов. Музыковед. Доктор искусствоведения (1940). Чл. КПСС с 1948. В 1932 окончила теоретико-композиторский ф-т, в 1935 аспирантуру Моск. Консерватории под рук. М. В. Иванова-Борецкого. В 1933-46 и 1948-54 преподавала в Моск. Консерватории (с 1939 профессор), в 1944-48 в Муз.-пед. Ин-те им. Гнесиных. С 1944 ст. Науч. Сотрудник Ин-та истории иск-в, ныне Мин-ва культуры СССР. В 1948-54 чл. Комитета по Гос. Премиям. В 1952-56 пред. Э..

Ливенка

Разновидность русской гармоники. Названа по месту изготовления - г. Ливны бывшей Орловской губ. Высота звука Л. Одинаковая при сжатии или растяжении меха. Число клавишей различно. Для правой руки 8-18, для левой - 5-6 на передней стороне корпуса и 4 на задней (для игры большим пальцем). Аккомпанемент - октавные или унисонные звуки. По числу дублирующих язычков Л. Бывает обычно двухголосной, реже трёхголосной. Корпус очень узкий и высокий. Мех большой длины, число борин (складок) ок. 40 (при игре..

Дополнительный поиск Либретто Либретто

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Либретто" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Либретто, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 8 символа