Лигети Д.

109

(Ligeti) Дьёрдь (р. 28 V 1923, Дичёсентмартон, Трансильвания, ныне Тырнэвени, Румыния) - венг. Композитор и музыковед. Учился в консерватории в Клуже, затем у Ф. Фаркаша и Ш. Верешша (композиция) в Высшей муз. Школе им. Ф. Листа в Будапеште (1945-49), по окончании к-рой преподавал там теоретич. Предметы. Одновременно занимался собиранием рум. Фольклора в Трансильвании. В 1956 эмигрировал в Вену. С 1957 работает в студии электронной музыки при Кёльнском радио (создал ряд соч. Для электронных инструментов). С 1959 читает курс лекций об электронной и серийной музыке на Междунар. Летнем семинаре в Дармштадте, пропагандируя музыку совр. Авангардистов. С 1961 преподаёт (эпизодически) композицию в Высшей муз. Школе в Стокгольме. В своих лит.

Работах отстаивает позиции элитарного модернистского иск-ва, одним из представителей к-рого он является в качестве композитора. Экспериментирует в сфере муз. Инстр. "театра абсурда" - сочетает лишённый содержания муз. Язык, построенный на фонетич. Звукосочетаниях, с эмоциональностью, богатством ассоциаций. Автор теоретич. Статей в журн. "Die Reihe" и др.Сочинения. Балет Лонтано (конц. Исп. 1971). Для солиста, хора и орк. - Реквием (1962-65). Для орк. - Появления (Apparitions, 1960, 1-я Рим. Пр. 1964). Лонтано (Lontano, 1967). Камерный концерт для 13 инструментов (1970). Концерт для влч. С орк. (1966). Камерно-инстр. Ансамбли - струн. Квартет Ночные метаморфозы (Mйtamorphoses nocturnes, 1954). Для голоса и инстр. Ансамбля - Приключения (Aventures, для 3 голосов и 7 струнных, 1963) и Новые приключения (Nouvelles aventures, для сопрано и 7 инструментов, 1966).

Симф. Поэма для 100 метрономов и др. Электронная музыка - Артикуляция (Artikulation, 1958). Соч. Для фп. Хоры a cappella - Ночь (Йjszaka) и Утро (Reggel, оба - 1956). Для органа - Объёмы (Volumina, 1962). Для чембало - Continuum (1970). Песни.Литературные сочинения. Egy aradmegyei romбn egyьttйs, Bdpst, 1953. La polyphonie dans la musique populaire, Bdpst, 1953. Traitй dharmonie classique, Bdpst, 1954. Klasszikus цsszhangzatte, 1956. Entscheidung und Automatik in der Structure I-a von Pierre Boulez, Bdpst, "Die Reihe", 1958, (Bd) 4. Wandlungen der musikalischen Form, там же, 1960, (Bd) 7. Ьber die Harmonik in Weberns Erster Kantate, "Darmstдdter Beitrдge zur neuen Musik", 1960, (Bd) 3. Fragen und Antworten von mir selbst, "Melos", 1971, Jahrg.

38, H. 12, S. 509-16.Литература. Zosi G., A proposito di Ligeti, "Nuova rivista musicale italiana", 1974, No 2, apr. - giugno, p. 234-38.Ш. Э. Каллош..

Значения в других словарях
Лига

(староитал. Liga - связь, от лат. Ligo - связываю) - знак нотного письма, выгнутая вверх или вниз дугообразная черта. Л., связывающая две соседние ноты одинаковой высоты, показывает, что они объединяются в одну ноту суммарной длительности (см. Лигатура). Л. Над или под группой нот разл. Высоты обозначает их связное исполнение (см. Legato) и отделение от соседних звуков или их групп (см. Цезура), а в вок. Музыке показывает, что все эти ноты исполняются на один слог.В 16-17 вв. Продление ноты чере..

Лигатура

(позднелат. Ligatura - связь). 1) В мензуральной нотации знаки, обозначающие две и более связно исполняющиеся ноты. Л. Состоят из соответствующего числа тесно расположенных нотных знаков (знак лиги в эпоху мензурального письма ещё не применялся). Исполнялись они обычно на один слог. Первоначально Л. Образовывались из однородных квадратных нотных знаков (головок), заимствованных от хоральной нотации, позднее стали составляться из различных по форме нотных знаков, в к-рых форма знака обозначала уж..

Лидертафель

(нем. Liedertafel, от Lied - песня и Tafel - стол) - нем. Мужские хор. Любительские об-ва - братства. Были распространены в 19 и нач. 20 вв. В Германии, а также в Швейцарии, Австрии и др. Странах. Первый Л. Возник в 1809 в Берлине под рук. Композитора К. Цельтера и представлял собой кружок из 24 участников (певцов, поэтов, композиторов). Нек-рые из них были связаны с возглавлявшейся Цельтером "Певческой академией". По уставу собрания Л., целью к-рых являлось дружеское общение его участников, объ..

Лидийская кварта

Интервал увеличенной кварты, образующийся между I и IV ступенями ср.-век. Лидийского лада (см. Средневековые лады). В муз.-теоретич. Лит-ре и педагогич. Практике термин "Л. К." употребляется и для обозначения интервала увелич. Кварты, возникающего в ладах мажорного наклонения между I и повышенной IV ступенью лада.В. А. Вахромеев.. ..

Дополнительный поиск Лигети Д. Лигети Д.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лигети Д." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лигети Д., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 9 символа