Лирическая опера
Жанровая разновидность франц. Оперы, сложившаяся во 2-й пол. 19 в. (opera lyrique). Генетически связана преим. С наследием комич. Оперы. Во франц. Музыке 2-й пол. 19 в. Лиризация была типичной для большой и комич. Оперы, оперетты. Эта характерная тенденция времени означала в оперном иск-ве тягу к углублению психологич. Начала, интерес к личности человека и его интимному миру, в противовес историко-героич. И легендарным сюжетам, приподнято-романтич. Образам большой оперы. Внутри большой оперы она сказалась (ещё не разрушая граней жанра) в поздних операх Дж. Мейербера, в оперетте проявилась сентиментальной струёй в нек-рых произв. Крупнейших её представителей, в т. Ч. Ж. Оффенбаха. Отчётливый переход к новому жанру, наметившийся в творчестве Ш.
Гуно и А. Тома, завершился у Ж. Бизе, Л. Делиба, Ж. Массне. Лирич. Тенденции характерны также для итал. И рус. Оперного иск-ва ("Евгений Онегин" - "лирич. Сцены"). Процесс лиризации оперы был связан со стремлением художников раскрыть душевный мир человека. Каковы бы ни были сюжеты Л. О., трактовка образов приближала их к современности. Избирая для своих опер произв. Классич. Лит-ры ("Фауст", "Гамлет", "Миньон", "Вертер", "Манон"), авторы Л. О. Выделяли в них преим. Лирич. Драму. В сравнении с лит. Первоисточниками оперы суживали идейную проблематику, переводя образы из философского, обобщённого плана в бытовой. "Фауст" Гуно и "Гамлет" Тома были в общем далеки от произв. И. Гёте и У. Шекспира ("Вертер" и "Манон" Массне претерпели относительно меньшие изменения).
Тем не менее Л. О. На сюжеты из классич. Лит-ры открыли новые возможности для оперного иск-ва и завоевали широкий успех. Начало было положено оперой "Фауст", тонкость психологич. Раскрытия сюжета была достигнута также в опере "Вертер". Ряд Л. О. На экзотич., "восточные" сюжеты ("Джамиле" Бизе, "Лакме" Делиба) обнаружили новое, поэтич. Ощущение оперного "ориентализма". Муз. Язык Л. О. Приобрёл более демократич. Характер, приблизился к бытовой лирике, в композицию шире вошла танц. Музыка и др. Бытовые жанры. Муз. Драматургия более гибко следовала за развитием действия, детализировались выразит. Свойства речитатива. Авторы Л. О. Приблизили её к слушателю, любовные драмы (нередкоЗс социальным оттенком, как драмы неравенства) развёртываются на совр.
Бытовом фоне. Как самостоят. Жанр франц. Л. О. Важна для последней трети 19 в., позжеЗнек-рые её черты в преобразованном виде становятся характерными для франц. Оперного натурализма и символизма (А. Брюно, Г. Шарпантье, К. Дебюсси). Известное родство с Л. О. Обнаруживают произв. Итал. Веристов, особенно Дж. Пуччини.Литература. См. При ст. Опера..
Дополнительный поиск Лирическая опера
На нашем сайте Вы найдете значение "Лирическая опера" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лирическая опера, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 16 символа