Лирическая опера

184

Жанровая разновидность франц. Оперы, сложившаяся во 2-й пол. 19 в. (opera lyrique). Генетически связана преим. С наследием комич. Оперы. Во франц. Музыке 2-й пол. 19 в. Лиризация была типичной для большой и комич. Оперы, оперетты. Эта характерная тенденция времени означала в оперном иск-ве тягу к углублению психологич. Начала, интерес к личности человека и его интимному миру, в противовес историко-героич. И легендарным сюжетам, приподнято-романтич. Образам большой оперы. Внутри большой оперы она сказалась (ещё не разрушая граней жанра) в поздних операх Дж. Мейербера, в оперетте проявилась сентиментальной струёй в нек-рых произв. Крупнейших её представителей, в т. Ч. Ж. Оффенбаха. Отчётливый переход к новому жанру, наметившийся в творчестве Ш.

Гуно и А. Тома, завершился у Ж. Бизе, Л. Делиба, Ж. Массне. Лирич. Тенденции характерны также для итал. И рус. Оперного иск-ва ("Евгений Онегин" - "лирич. Сцены"). Процесс лиризации оперы был связан со стремлением художников раскрыть душевный мир человека. Каковы бы ни были сюжеты Л. О., трактовка образов приближала их к современности. Избирая для своих опер произв. Классич. Лит-ры ("Фауст", "Гамлет", "Миньон", "Вертер", "Манон"), авторы Л. О. Выделяли в них преим. Лирич. Драму. В сравнении с лит. Первоисточниками оперы суживали идейную проблематику, переводя образы из философского, обобщённого плана в бытовой. "Фауст" Гуно и "Гамлет" Тома были в общем далеки от произв. И. Гёте и У. Шекспира ("Вертер" и "Манон" Массне претерпели относительно меньшие изменения).

Тем не менее Л. О. На сюжеты из классич. Лит-ры открыли новые возможности для оперного иск-ва и завоевали широкий успех. Начало было положено оперой "Фауст", тонкость психологич. Раскрытия сюжета была достигнута также в опере "Вертер". Ряд Л. О. На экзотич., "восточные" сюжеты ("Джамиле" Бизе, "Лакме" Делиба) обнаружили новое, поэтич. Ощущение оперного "ориентализма". Муз. Язык Л. О. Приобрёл более демократич. Характер, приблизился к бытовой лирике, в композицию шире вошла танц. Музыка и др. Бытовые жанры. Муз. Драматургия более гибко следовала за развитием действия, детализировались выразит. Свойства речитатива. Авторы Л. О. Приблизили её к слушателю, любовные драмы (нередкоЗс социальным оттенком, как драмы неравенства) развёртываются на совр.

Бытовом фоне. Как самостоят. Жанр франц. Л. О. Важна для последней трети 19 в., позжеЗнек-рые её черты в преобразованном виде становятся характерными для франц. Оперного натурализма и символизма (А. Брюно, Г. Шарпантье, К. Дебюсси). Известное родство с Л. О. Обнаруживают произв. Итал. Веристов, особенно Дж. Пуччини.Литература. См. При ст. Опера..

Значения в других словарях
Лира

(греч. Lura). 1) Древнегреческий струнный щипковый муз. Инструмент. Корпус плоский, округлой формы. Первоначально изготовлялся из панцыря черепахи и снабжался мембраной из кожи быка, позднее выделывался целиком из дерева. По бокам корпуса - две изогнутые стойки (из рогов антилопы или из дерева) с перекладиной, к к-рой крепились 7-11 струн. Настройка по 5-ступенному звукоряду. При игре Л. Держали вертикально или наклонно. Пальцами левой руки исполняли мелодию, а в конце строфы проводили плектром ..

Лирица

(серб.-хорв., уменьшит. От лира) - югослав. Струнный смычковый муз. Инструмент. Родствен болг. Гадулке и рус. Гудку. Имеет грушевидный долблёный корпус, короткую шейку без ладов, плоскую головку треугольной формы, часто украшенную резьбой, 3 жильные струны. Настройка квартово-квинтовая. Играют на Л. Сидя, инструмент держат вертикально, опирая корпус о колено правой ноги, смычком водят, вывернув вверх ладонь (как при игре на кеманче или гиджаке). Осн. Назначение Л. - сопровождение нар. Танцев. Л...

Лирическая трагедия

Первоначальное жанровое обозначение франц. Героико-трагич. Оперы (tragйdie lyrique, также tragйdie en musique - трагедия, положенная на музыку, муз. Трагедия). Термин "Л. Т." относится преим. К произв. Ж. Б. Люлли (создателя Л. Т. В 17 в.), Ж. Ф. Рамо и современных им авторов (слово "трагедия" - по аналогии с классицистской драматургией П. Корнеля и Ж. Расина. "лирическая" - т. Е. В антич. Смысле "музыкально-поэтическая"). Сюжеты, фабулы, коллизии и ситуации Л. Т. Близки франц. Трагедии (но с бо..

Лирник

Нар. Музыкант-певец, аккомпанирующий себе на лире. Л. Имелись в Белоруссии, Польше, Литве, Молдавии и более всего на Украине, а также в смежных с Украиной юж. Областях Великороссии. В кон. 17 в. На Украине Л. (как правило, крестьяне-слепцы) объединялись в цехи. Создавались школы Л., возглавляемые искусными музыкантами - "благочинными" или "королями старцев", к-рых избирало братство кобзарей и Л. В 1677 вышел устав Киевского муз. Цеха-школы, по к-рому полагалось в школе учиться шесть лет, осваива..

Дополнительный поиск Лирическая опера Лирическая опера

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лирическая опера" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лирическая опера, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 16 символа