Лисабон

85

(Lisboa) - столица и главный культурный центр Португалии. 780 тыс. Жит. (1971). В ср. Века муз. Жизнь Л. Была сосредоточена в корол. Резиденции, где служили поэты и музыканты, процветало иск-во трубадуров. В 1229 во дворце Алкасова, близ Л., начала работать постоянная придв. Капелла и при ней школа мальчиков, где обучали музыке и пению. В ун-те Л. (осн. В 1290) много внимания уделялось обучению музыке. С кон. 14 в. Развивается светское музицирование (музыка звучала во время празднеств, торжеств. Процессий). Большое влияние на муз. Культуру Л. Оказал драматург и композитор Жиль Висенте, в фарсах и "ауто" к-рого важное место занимала вок. И инстр. Музыка. Исполнялись также его духовные соч. В 16-17 вв. Большую роль в развитии муз. Жизни Л. Сыграли композитор и педагог М.

Мендиш, придв. Капельмейстер и композитор Ф. Магальяйнш, органист M. P. Коэлью, певец собора Сан-Висенти П. Ди Кришту и др. На рубеже 16-17 вв. В Л. Имелось 13 музыкальных, 14 танц. Школ. В домах аристократии было распространено светское музицирование (игра на арфе, клавикордах, а также пение). В 18 в. В Л. Работали мн. Иностр. Музыканты, способствовавшие активизации муз. Жизни (Д. Скарлатти, Д. Перес, Дж. Джорги и др.). Центром муз. Образования стала "Патриархальная семинария", где преподавали лучшие музыканты страны. В 1735 открылся первый публичный т-р "Тринидади" (или "Академия музыки"), предназначенный для выступлений итал. Оперных трупп. В 18 в. Открылись также. "Театру да ажуда" (1737), "Театру ду форти" (1753), "Опера ду Тежу" (1755), "Опера графа Сори" (1760), "Театру ду салитри" (1782) и др.

В 1793 был создан корол. Т-р "Сан-Карлуш" (арх. Ж. Да Кошта-и-Силва), ставший крупнейшим оперным т-ром Португалии.В 19 в. Были основаны оперные т-ры. "Ларанжейрас" (в 1843), "Тринидади" (в 1867. Здесь ставились гл. Обр. Франц. Комич. Оперы), "Амелия" (в 1894. Шли преим. Оперетты). В 1890 построено здание "Колизеу дуж Рекреюш" (на 7000 мест), где наряду с др. Представлениями устраивались концерты, оперные и балетные спектакли. В сер. 19 в. Получили распространение и любительские организации (ставили гл. Обр. Оперы итал. Композиторов). "Филармоническая академия" (осн. В 1833), "Филармоническая ассамблея" (осн. В 1835). В течение неск. Лет работала "Академия Мельпомены", осуществившая постановку соч. Португ. Авторов. В 1861 Г. Косол организовал первый симф.

Оркестр, к-рый, однако, быстро распался. Лишь в 1879 был создан постоянный оркестр, выступавший до 1887 под рук. Иностр. Дирижеров. Его место занял коллектив, организованный М. Ламбертини.В первые десятилетия 20 в. Возникали муз. Объединения, быстро распадавшиеся из-за финансовых затруднений (гос-во не оказывало им поддержки). Португальский симф. Оркестр под рук. П. Бланша, Лисабонский симф. Оркестр во главе с Д. Ди Соза, Ж. Вианой да Мота и Ф. Фан, Филармонич оркестр Л., основанный Ф. Ласердой, Нац. Об-во камерной музыки, возглавлявшееся Ф. Кабралом, и др. Более длит. Время работали симф. Оркестр Нац. Радиовещания (основатель - П. Ди Фрейташ Бранку), а также коллективы, созданные дирижером и композитором И. Крусом, - хор им. Дуарти Лобу и Камерный оркестр, преобразованный в Филармонич.

Оркестр Л. (в 1937). Со 2-й пол. 20 в. Произошло нек-рое оживление в муз. Жизни Л. Систематически организовывались фестивали оперы, балета и симф. Музыки, гастролировали видные музыканты. В числе постоянно действующих муз. Коллективов (1971). Симф. Оркестр Нац. Радио, Лисабонский филармонич. Оркестр, Камерный оркестр Гульбенкяна, хор "Полифония" (в репертуаре преим. Произв. Португ. Авторов ср. Веков). Из-за отсутствия спец. Залов концерты устраиваются в помещениях т-ров и кинотеатров. Оперные спектакли даются в Нац. Т-ре "Сан-Карлуш", спектакли оперетты и варьете в т-рах "Монументал", "Вариедадиш", "Мария Витория", "АБЦ", "Колизеу дуж Рекреюш". Среди муз. Уч. Заведений. Консерватория, Муз. Академия, об-во "Соната" (проводит семинары по совр. Музыке).

Организацией гастрольных и конц. Выступлений занимаются. "Кружок муз. Культуры", "Лисабонское конц. Об-во", а также частные импрессарио. В Л. Проводятся междунар конкурсы пианистов им. Ж. Вианы да Мота. Особенностью муз. Быта Л. Является широкое распространение нар. Песен и танцев (т. Н. Фадо), к-рые исполняются на площадях во время разл. Празднеств, а также в ресторанах и кафе.Литература. Machado J. С., Os theatros de Lisboa, Lisboa, 1875. Ponseca Benevides F. Da, О Real theatro de S. Carlos de Lisboa, (v. 1-2), Lisboa, 1883-1902. Freitas Вranсо L. De, A mъsica em Portugal, (Lisboa), 1929. Rereira Dias J., Centrios do teatro de S. Carlos, Lisboa, 1940. Freitas Branso J. De, Histуria da mъsica portuguesa, Lisboa, (1959).M. M. Яковлев..

Значения в других словарях
Лиру

Карсл. Духовой язычковый муз. Инструмент. Имеет деревянный конич. Ствол, обвитый снаружи берёстой. К устью ствола привязан одинарный язычок в виде тонкой деревянной пластинки, в нижней части ствола просверлено 4-5 игровых отверстий. Дл. 400 мм. Звук сильный, резкий, подобен звуку кларнета в верхнем регистре. Исполняют на Л. Инстр. Наигрыши, аккомпанируют пению.. ..

Лис А. К. Ф.

(Liess) Андреас Карл Фридрих (р. 16 VI 1903, Клейн-Книгниц, Нижняя Силезия) - австр. Историк музыки. Учился во Вроцлаве у М. Шнайдера, в Вене у Г. Адлера и др. С 1952 преподавал историю музыки в Венской академии музыки и сценич. Иск-ва (ныне Высшая муз. Школа). С 1972 профессор. Автор ряда книг, в т.ч. Первой монографии о К. Орфе, а также статей о совр. Музыке.Литературные сочинения. Cl. Debussy, Bd 1-2, StraЯburg, 1936, 1977. Cl. Debussy und das deutsche Musikschaffen, Wьrzburg-Aumьhle, (1939)...

Лисинский В.

(Lisinski. Наст. Имя и фам. - Игнац Фукс, Fuchs) Ватрослав (8 VII 1819, Загреб - 31 V 1854, там же) - хорватский композитор. Музыке обучался в Загребе, где на его творч. Развитие оказал влияние А. Штрига (основатель местного певч. Об-ва, впоследствии известный оперный певец). В 1847 предпринял вместе с ним и др. Хорватскими музыкантами конц. Поездку по Сербии. В 1847-50 совершенствовался по композиции в Праге у К. Ф. Пича и Я. Б. Китля. По возвращении в Загреб работал в школе. Крупнейший музыкан..

Лисициан П. Г.

Павел Герасимович (р. 24 X (6 XI) 1911, Владикавказ, ныне Орджоникидзе) - сов. Певец (баритон). Нар. Арт. СССР (1956). Чл. КПСС с 1949. В 1930-32 учился в Ленингр. Консерватории, в 1960 окончил экстерном Ереванскую консерваторию. В 1935-37 солист Ленингр. Малого оперного т-ра, в 1937-40 - Арм. Т-ра оперы и балета, в 1940-66 - Большого т-ра. Л. - один из ведущих сов. Оперных певцов. Свободно владеет обширным по диапазону, свежим и ярким по тембру голосом. Обладает безупречной интонацией, совершен..

Дополнительный поиск Лисабон Лисабон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лисабон" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лисабон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 7 символа