Лятошинский Б. Н.
Борис Николаевич (22 XII 1894 (3 I 1895), Житомир - 15 IV 1968, Киев) - сов. Композитор, педагог, муз.-обществ. Деятель. Нар. Арт. УССР (1968). В 1918 окончил юридич. Ф-т Киевского ун-та, в 1919 - Киевскую консерваторию по классу Р. М. Глиэра (под руководством к-рого занимался теорией композиции с 1913). По окончании консерватории преподавал в ней (с 1935 профессор). В 1935-38 и 1941-44 вёл курс инструментовки одноврем. И в Моск. Консерватории. Среди учеников Л. Мн. Известные сов. Музыканты - Ю. М. Александров, И. Ф. Бэлза, Л. А. Грабовский, В. Н. Денбский, К. А. Караев. С 1948 чл. Правления CK СССР.Л. - один из крупнейших сов. Композиторов, основоположников симф. Музыки на Украине. Автор первой укр. Симфонии (1918. Исп. Под упр. Р. M. Gлиэра в 1919, Киев) и камерно-инстр.
Ансамблей. Его произв. Свойственны героич. Устремлённость, острая конфликтность, драматичность коллизий, неизменно переплетающиеся с проникновенной лирикой. Музыка Л. Отличается ярким колоритом, глубоко эмоциональна и выразительна. Мн. Произв. Л. Близки слав. Интонационному строю, что явилось также результатом восприятия традиций рус. Классики (углубившегося в период занятий у Р. М. Глиэра) и обращения композитора к творчеству разл. Слав. Народов (например, опера "Золотой обруч", в к-рой Л. Впервые с такой широтой использовал и развил зап.-укр. Нар. Песенно-танц. Мелодии, "Славянский концерт", "Славянская увертюра", произв., связанные с польской тематикой, - "Гражина" на сюжет А. Мицкевича, "На берегах Вислы", "Польская сюита"). Стиль Л.
Постепенно эволюционировал под воздействием творчества А. Н. Скрябина, отчётливо ощутимом, напр., в 1-й симфонии. В 1-м фп. Трио уже ярко проявилось своеобразие творч. Индивидуальности композитора, его новаторство, выразившееся, в частности, в области гармонии. Л. Расширил функции всех ступеней лада и развил принципы переменности, свойственной музыкальному творчеству мн. Слав. Народов. Глубоко изучив самобытность этого творчества, он сочетал разл. Региональные черты слав. Музыки, а в последних своих произв. (в особенности в 5-й симфонии) создал как бы интонац. Сплав всех этих черт, отличающийся органич. Единством и цельностью. Это позволило Л. Использовать новые средства выразительности, при помощи к-рых раскрывается эмоциональное богатство его музыки, неразрывно связанной по своему содержанию с современностью.
Значит. Место в творчестве Л. Принадлежит хор. Произв., в т. Ч. Хорам a cappella на сл. А. С. Пушкина ("Времена года", "По небу крбдется луна", "Кто, волны, вас остановил" и др.) и Т. Г. Шевченко ("Iз-за гаю сонце сходить", "Тече вода в сине море" и др.), а также многочисл. Романсам.Совм. С Л. Н. Ревуцким Л. Создал новую редакцию оперы Н. В. Лысенко "Тарас Бульба", а после смерти Р. М. Глиэра закончил (совм. С К. Г. Мострасом) и инструментовал его Концерт для скрипки с оркестром. В качестве дирижёра выступал преим. С исполнением своих произв.Сочинения. Оперы - Золотой обруч (по повести И. Франко "Захар Беркут", 1930, Укр. Т-р оперы и балета. 2-я ред. 1970, Львов, Гос. Пр. УССР им. Т. Г. Шевченко, 1971), Щорс (Полководец, 1938, там же). 2 кантаты, в т. Ч. Заповiт (1939).
Для орк. -5 симфоний (1918, 2-я ред. 1967. 1936, 2-я ред. 1940. 1951, 2-я ред. 1954. 1963, 1966 - Славянская), симф. Поэмы. Воссоединение (1949), Гражина (1955), На берегах Вислы (1958), Польская сюита (1961), Лирическая поэма памяти Р. Глиэра (1964), сюиты. Из музыки к фильму "Тарас Шевченко" (1952), из музыки к трагедии В. Шекспира "Ромео и Джульетта" (1954), на слав. Темы (1967), Фантастический марш (1920), Увертюра на 4 укр. Нар. Темы (1926), увертюра к опере "Полководец" ("Щорс", изд. 1948), Славянская увертюра (1961). Для фп. С орк. - Славянский концерт (1953). Для духового орк. - Торжественный марш (1931), 2 Походных марша (1932, 1936). Камерно-инстр. Ансамбли - 2 фп. Трио (1922, 1942). 5 струн. Квартетов (1915, 1922, 1928, 1943, 1944), Украинский квинтет (1942, 2-я ред.
1945. Гос. Пр. СССР, 1946). Для фп. - 2 сонаты (1924, 1925), Отражения (7 пьес, 1925), баллада (1929), сюита (1942), 5 прелюдий (1943), концертный этюд (1965). Для скр. И фп. - соната (1926), 3 пьесы на тадж. Нар. Темы (1932). Для влч. И фп. - 2 мазурки на польские темы (1953). Для альта и фп. - Ноктюрн, Скерцо (1963) и др. Хоры, романсы, музыка для драм. Т-ра и кино, в т. Ч. К фильму "Тарас Шевченко" (1951. Гос. Пр. СССР, 1952), обр. Нар. Песен.Литература. Бэлза И. Ф., Б. Н. Лятошинский, М.-Л., 1947 (укр. Пер. - Кипв, 1947). Его же, Б. Н. Лятошинский, в сб. Советская музыка. Статьи и материалы, вып. 1, М., 1956. Запорожец Н., Б. Н. Лятошинский, М., 1960 (имеется нотогр. И лит.). Памяти Б. Н. Лятошинского, "СМ", 1969, No 2. Самохвалов В., Черты музыкального мышления Б. Лятошинского, К., 1970.
Его же, Б. Н. Лятошинский, К., 1971, 1974. Belz a I., Ukrajinskэ skladatel Boris Ljatosinskij, "Hudebnн Rozhledy", 1957, No 19. Его жe, Slovanskй rysy tvorby Ljatosinskйho, в сб. Svazky, vztahy, paralely, Brno, 1973. Straszynski О., Wspomnienie о Borysie Latoszynskim, "RMz", 1968, No 11. И. Ф. Бэлза..
Дополнительный поиск Лятошинский Б. Н.
На нашем сайте Вы найдете значение "Лятошинский Б. Н." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лятошинский Б. Н., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 17 символа