Мадригал

121

(франц. Madrigal, итал. Madrigale, староитал. Madriale, mandriale, от позднелат. Matricale (от лат. Mater - мать) - песня на родном (материнском) языке) - светский муз.-поэтич. Жанр эпохи Возрождения. Истоки M. Восходят к нар. Поэзии, к старинной итал. Одноголосной пастушеской песне. В проф. Поэзии М. Появился в 14 в., т. Е. В эпоху Раннего Возрождения. От строгих поэтич. Форм того времени (сонеты, секстины и др.) отличался свободой структуры (различное количество строк, рифмовка и т. П.). Обычно он складывался из двух и более 3-строчных строф, за к-рыми следовало 2-строчное заключение (coppia). M. Писали крупнейшие поэты Раннего Возрождения Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо. С 14 в. Под поэтическим М. Обычно подразумевают произведения, специально создававшиеся для муз.

Воплощения. Один из первых поэтов, сочинявших М. Как тексты для музыки, - Ф. Саккетти. В числе ведущих авторов муз. М. 14 в. Дж. Да Фиренце, Дж. Да Болонья, Ф. Ландино. Их М. Представляют собой вокальное (иногда с участием инструментов) 2-3-голосное произв. На любовно-лирич., шуточно-бытовые, мифологич. И др. Темы, в их музыке выделяются куплет и рефрен (на текст заключения). Характерно богатство мелизматич. Украшений в верхнем голосе. Создавались и М. Канонич. Склада, родственные качче. В 15 в. М. Вытесняется из композиторской практики многочисл. Разновидностями фроттолы - итал. Светской многогол. Песни. В 30-х гг. 16 в., т. Е. В эпоху Высокого Возрождения, М. Возникает вновь, быстро распространяется в европ. Странах и вплоть до появления оперы остаётся самым значит.

Жанром проф. Светской музыки.М. Оказался муз. Формой, способной гибко передавать оттенки поэтич. Текста. Поэтому он более отвечал новым художеств. Требованиям, чем фроттола с её структурной скованностью. Появление муз. М. После более чем столетнего перерыва стимулировалось возрождением в поэзии лирич. Форм 14 в. ("петраркизм"). Виднейший из "петраркистов" П. Бембо особо выделял и ценил М. Как свободную форму. Эта композиционная особенность - отсутствие строгих структурных канонов - становится характернейшей чертой нового муз. Жанра. Название "М." в 16 в. По существу связывалось не столько с определённой формой, сколько с художеств. Принципом свободного выражения мыслей и чувств. Поэтому М. Смог воспринять наиболее радикальные устремления своей эпохи, став "точкой приложения многих действующих сил" (Б.

В. Асафьев). Важнейшая роль в создании итал. М. 16 в. Принадлежит А. Вилларту и Ф. Вердело, фламандцам по происхождению. В числе авторов М. - итал. Композиторы К. Де Pope, H. Вичентино, В. Галилеи, Л. Маренцио, К. Джезуальдо ди Веноза и др. К М. Неоднократно обращался и Палестрина. Последние выдающиеся образцы этого жанра, ещё непосредственно связанные с традициями 16 в., принадлежат К. Монтеверди. В Англии крупнейшими мадригалистами были У. Бёрд, Т. Морли, Т. Уилкс, Дж. Уилби, в Германии - X. Л. Хаслер, Г. Шюц, И. Г. Шейн.М. В 16 в. - 4-, 5-голосное вок. Сочинение преим. Лирич. Характера. Стилистически он заметно отличается от М. 14 в. Текстами М. 16 в. Служили популярные лирич. Произведения Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Я. Саннадзаро, Б. Гварини, позже - Т. Тассо, Дж. Марино, а также строфы из драм.

Поэм Т. Тассо и Л. Ариосто.В 30-50-х гг. 16 в. Складываются разл. Школы М. Венецианская (А. Вилларт), римская (К. Феста), флорентийская (Я. Аркадельт). М. Этого периода обнаруживают отчётливую композиционно-стилистич. Связь с более ранними малыми лирич. Жанрами - фроттолой и мотетом. Для М. Мотетного происхождения (Вилларт) характерны сквозная форма, 5-голосный полифонич. Склад, опора на систему церк. Ладов. В М., по происхождению связанных с фроттолой, встречается 4-голосный гомофонно-гармонич. Склад, близкие совр. Мажору или минору лады, а также куплетные и репризные формы (Я. Геро, Ф. Б. Кортечча, К. Феста). М. Раннего периода передают гл. Обр. Спокойно-созерцательные настроения, в их музыке отсутствуют яркие контрасты. Следующий период развития М., представленного сочинениями О.

Лассо, А. Габриели и др. Композиторов (50-80-е гг. 16 в.), отличается интенсивными поисками новых выразит. Средств. Формируются новые типы тематизма, развивается новая ритмич. Техника ("a note negre"), толчком к чему послужило усовершенствование нотопечатного дела. Эстетич. Оправдание получает диссонанс, в письме строгого стиля не имевший самостоят. Значения. Важнейшее "открытие" этого времени - хроматизм, возрождённый в результате изучения др.-греч. Теории лада. Его обоснование было дано в трактате Н. Вичентино "Старинная музыка, приспособленная к современной практике" ("L'antica musica ridotta alla moderna prattica", 1555), где приводится и "образец сочинения в хроматич. Ладу". Крупнейшие композиторы, широко применявшие хроматизмы в своих М., - К.

Де Pope и, позднее, К. Джезуальдо ди Веноза. Традиции мадригальной хроматики были устойчивы ещё в 17 в., влияние их обнаруживается в операх К. Монтеверди, Дж. Каччини, М. Да Гальяно. Развитие хроматизма привело к обогащению лада и его модуляционных средств и формированию новой выразит. Интонац. Сферы. Параллельно с хроматизмом исследуется др.-греч. Теория энгармонизма, следствием чего явились практич. Поиски равномерно-темперированного строя. Один из интереснейших образцов осознания равномерной темперации уже в 16 в. - мадригал Л. Маренцио "О, вы, которые вздыхаете..." ("О voi che sospirate", 1580).Третий период (кон. 16 - нач. 17 вв.) - "золотой век" жанра М., связанный с именами Л. Маренцио, К. Джезуальдо ди Веноза, К. Монтеверди.

М. Этой поры насыщены яркими выразит. Контрастами, детально отражают развитие поэтич. Мысли. Отчётливо проявляется тенденция к своеобразной муз. Символике. Пауза в середине слова трактуется как "вздох", хроматизм и диссонанс связываются с представлением о скорби, ускоренное ритмич. Движение и плавный мелодич. Рисунок - с потоками слёз, ветром и т. Д. Характерный пример такой символики представляет мадригал Джезуальдо "Летите, о, мои вздохи" ("Itene о, miei sospiri", 1611). В знаменитом мадригале Джезуальдо "Умираю, несчастный" ("Moro lasso", 1611) диатоника и хроматика символизируют жизнь и смерть.В кон. 16 в. М. Сближается с драм/ и конц. Жанрами своего времени. Появляются мадригальные комедии, предназначенные, по-видимому, для сценич.

Воплощения. Возникает традиция исполнения М. В переложении для солирующего голоса и сопровождающих инструментов. Монтоверди, начиная с 5-й книги мадригалов (1605), применяет в них разл. Аккомпанирующие инструменты, вводит инстр. Эпизоды ("симфонии"), сокращает число голосов до 2, 3 и даже одного голоса с basso continuo. Обобщением стилистич. Тенденции итал. М. 16 в. Явились 7-я и 8-я книги мадригалов Монтеверди ("Концерт", 1619, и "Воинственные и любовные мадригалы", 1638), включающие разнообразные вок. Формы - от куплетных канцонетт до больших драм. Сцен с сопровождением оркестра. Важнейшие итоги мадригального периода - утверждение гомофонного склада, зарождение основ функционально-гармонич. Ладовой системы, эстетич. Обоснование монодии, введение хроматизма, смелое раскрепощение диссонанса имели большое значение для музыки последующих веков, в частности подготовили возникновение оперы.

На рубеже 17-18 вв. М. В различных его модификациях развивается в творчестве А. Лотти, Дж. К. М. Клари, Б. Марчелло. В 20 в. М. Вновь входит в композиторскую (П. Хиндемит, И. Ф. Стравинский, Б. Мартину и др.) и особенно в концертно-исполнит. Практику (многочисл. Ансамбли старинной музыки в Чехословакии, Румынии, Австрии, Польше и др., в СССР - ансамбль "Мадригал". В Великобритании существует Мадригальное общество - Madrigal Society).Литература. Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 г., M.-Л., 1940, с. 111, 155-60. Грубер R., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 1, M., 1953, с. 124-145. Конен В., Клаудио Монтеверди, M., 1971. Дубравская Т., Итальянский мадригал XVI в., в сб. Вопросы музыкальной формы, вып. 2, M., 197. Wagner R., Das Madrigal und Palestrina, "VfMw", 1892, (Bd) 8.

Kroyer Th., Die Anfдnge der Chromatik im italienischen Madrigal des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1902. Сesari G., Die Entstehung des Madrigals im 16. Jahrhunderts, Cremona, 1908 (итал. Пер - Le ongini del madrigale, "RMI", 1912, (v.) 19). Fellowes E. H., The English Madrigal Composers, Oxf., 1921, 1948. Kцnigs1цw A. V., Die italienischen Madrigalisten des Trecento, Wьrzburg, 1940. Einstein A., The Italian madrigal, v. 1-3, Princeton, 1949. Enge1 H., Die Entstehung des italienischen Madrigals und die Niederlдnder, в кн. Kongress-Bericht, Utrecht, 1952. Kerman J., The Elizabethan madrigal, N.Y., 1962. Chanson and madrigal 1480-1530. Studies in comparison and contrast, ed. J Haar, Camb. (Mass.), 1964. Watkins G., Gesualdo. The man and his music, L., 1973.T.

H. Дубравская.

Значения в других словарях
Мадзокки

(Mazzocchi)-см. Маццокки.. ..

Мадонис Л.

(Madonis) Луиджи (Лодовико) (ок. 1700, Венеция - после 1767, Петербург) - итал. Скрипач и композитор. Вероятно, ученик А. Вивальди. В 1725 своей игрой привлёк внимание И. Кванца, слышавшего его в Венеции. В 1725-27 разъезжал со странствующей оперной труппой Перуцци, выступавшей в Бреслау и Брюсселе. В 1729-30 выступал в "Духовных концертах", был придв. Музыкантом венец. Посла в Париже, где опубликованы его первые 12 скрипич. Сонат с basso continuo В 1733-38 и 1740-67 служил при рус. Дворе (1-м с..

Мадригальная комедия

Драматический мадригал, - принятое в совр. Лит-ре обозначение муз. Жанра, возникшего в Италии во 2-й пол. 16 в. И представлявшего собой хор. Композицию на текст комедийной, реже пасторальной пьесы с музыкой в характере мадригала. Все партии действующих лиц, в т. Ч. И монологи, исполнялись многогол. Ансамблем. Сюжеты - бытовые, часто гротескно- сатирические, с традиционными персонажами нар. Комедии дель арте. В музыке М. К. Из бытующих форм употреблялись мадригалы, канцонетты, вилланеллы и др. Ра..

Мадрид

(Madrid) - столица Испании, гл. Центр её муз. Жизни. Ок. 3,2 млн. Жит. (на 1 янв. 1973). Муз. Жизнь М. Получила развитие после перенесения сюда корол. Двора (1561), при к-ром была создана капелла, состоявшая из фламандских, позднее франц. Музыкантов. Придв. Испан. Капеллой Филиппа II с 1587 руководил комп. Ф. Рожер (мальчиком пел в хоре фламандской капеллы), обогативший своими произв. Её репертуар. С корол. Капеллой были связаны мн. Видные композиторы и органисты 16-18 вв. (они писали также музы..

Дополнительный поиск Мадригал Мадригал

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мадригал" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мадригал, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа