Мазурка
(польск. Mazurek, также mazur, от назв. Жителей Мазовии - мазуры, у к-рых впервые появился этот танец) - польский нар. Танец. Характеризуется быстрым темпом, трёхдольным размером. Ритмика М. Своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта, встречаются даже на двух или всех трёх долях. Эмоциональное богатство М., сочетание в ней удали, стремительности, задушевности - всё это давно привлекало внимание композиторов, как польских (в частности Ю. Эльснера и его учеников), так и зарубежных, в особенности учеников И. С. Баха, Г. Ф. Телемана и И. Ф. Кирнбергера.Прочно закрепившись в крестьянском быту Мазовии и выйдя за её пределы уже в 17 в., М. Вошла в цикл польских крестьянских танцев (т.
Н. "сельский бал"), в к-ром медленные, чинные танцы, начиная с двухдольного "пешего танца" (taniec chodzony), сменялись быстрыми (taniec goniony). Такое чередование окончательно определилось уже в 16 в., причём иногда в медленных и быстрых танцах всего цикла получала развитие одна и та же тема. В процессе эволюции этого цикла (включая его инстр., вок. И хореографич. Элементы) М. Постепенно слилась с обереком, менее подвижным и наделённым лирич. Чертами, проникшими и в музыку М., написанную проф. Композиторами. В процессе утверждения самобытности польской муз. Культуры нар. Танцам, в частности М., принадлежала огромная роль. В дошопеновский период её развития особое место занимали мазурки Эльснера, к-рый уже в 1803 написал для фп.
Два "Rondo а la Mazurek" и ввёл неск. M. В нар. Сцены патриотич. Оперы "Ягелло в Тенчине" (1819). "Mazur baletowy" входит в большую хореографич. Сцену оперы "Цецилия Пясечиньская" Курпиньского (1829). Как Эльснер, так и Курпиньский, М. Огиньский, Ф. Островский, М. Шимановская и мн. Др. Польские композиторы писали М. Для фп. Мазурки Шопена представляют собой поэмы- картины, в к-рых нар.-бытовые сцены сочетаются с проникновенной лирикой. В нек-рых мазурках Шопена и его современников этот жанр насыщается героич. Чертами, особенно ощутимыми в повстанч. Песнях 1830-31, сочинённых Эльснером, Новаковским и др. В ритме М. В дальнейшем С. Монюшко, Г. Венявский, В. Желеньский и мн. Др. Польские композиторы обращались к жанру М. Особенно выделяются многочисл.
М. Для фп. К. Шимановского. В мировую муз. Лит-ру вошли также М., созданные Глинкой (в т. Н. Польском акте "Ивана Сусанина"), Скрябиным и др. Рус. Композиторами.Литература. Пасхалов Вяч., Шопен и польская народная музыка, М., 1949. Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1-3, М., 1954-1972. Kolberg О., Dziela wszystkie, t. 1, Wr., 1961.И. P. Бэлза..
Дополнительный поиск Мазурка
На нашем сайте Вы найдете значение "Мазурка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мазурка, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 7 символа