Македонская музыка

215

Нар. Музыка Македонии самобытна и своеобразна по колориту. Богатство ритмики и метрики, гибкость мелодики, свобода архитектоники - её характерные особенности. В основе М. М. Диатонична (в юж., юго-вост. И вост. Областях встречается иногда пентатоника). Для нар. Напевов типичен интервал большой и малой секунд. Влияния Востока выявляются гл. Обр. В традиц. Инстр. Музыке македонских городов и небольших гор. Поселений. Разноликость, присущая муз. Фольклору, проистекает из взаимовлияний населяющих Македонию отд. Этнич. Групп (албанцев, цыган, турок и др.). Различия в нар. Музыке отд. Областей обнаруживаются в особенностях манеры 2-голосного пения, преобладающего в народе (3-голосие встречается крайне редко), и в степени распространения отд. Муз.

Инструментов. М. М. Испытала также влияние муз. Иск-ва народов, населяющих Балканы. Особенности М. М. - богатство и разнородность ритма, специфичность и разнообразие метрич. Групп (форм). Бытуют две осн. Метрич. Группы. Такты первой делятся на равные ритмич. Доли, такты второй - на неравные. К первой группе относятся следующие тактовые структуры. 2/4 (2/8), 3/4 ( 3/8), 4/4 ( 4/8) и 6/4 (6/8). Ко второй -Наиболее типичен образец нар. Напева, относящегося ко второй группе:В народе популярно инстр. Музицирование. Игрой на инструментах сопровождают пение, танцы. Исполняются сольные песенные напевы, наигрыши. Бытуют инстр. Ансамбли. Разнообразен муз. Инструментарий. Ударные - тапан, тапанице, дарбука, дайре. Духовые - шупелка, зурла, кавал, кавал-дудук, двойная слагара, гриета (флейта).

Струнные смычковые - гусле (чемене), кара дужен, ут, канон. Щипковые - тамбура-шаракийе. Излюбленные инструменты - зурла и тапан. В отд. Областях распространены разл. Разновидности инструментов. В одних играют преим. На гайде и зурле в сопровождении малого тапан-чета или дайрета. В др. - на кайа-зурле в сопровождении большого тапана, на чемене и др. Осн. Танц. Форма - хоро (танец-хоровод). Исполняется в медленном и быстром темпах. Сопровождается игрой на нар. Инструментах. Медленное хоро во многом сохранило характер движений, свойственных древним ритуальным обрядам. Исследованию муз. Фольклора посв. Работы Ж. Фирфова (основатель и рук. Ансамбля нар. Игр и песни "Танец"), М. Симоновского, В. Хаджиманова. Менее изучена история развития проф. Музыки.

Известно, что когда юж. Славяне приняли христианство, в поместьях македонских владетельных феодалов существовали очаги слав. Культуры. Однако не сохранилось каких-либо достоверных сведений о ср.-век. М. М. Лишь по дошедшим до нас памятникам архитектуры, живописи и лит-ры можно предположить, что она была достаточно высоко развита. С распространением христианства юж. Славяне, македонцы восприняли византийскую церк. Музыку. Её влияние проникло и в македонский муз. Фольклор, сказавшись на нек-рых его ритмич. И мелодич. Особенностях. Высшей точки развития ср.-век. Музыкальная культура достигла в 10 в. В Охриде была осн. Патриархия, оказавшая воздействие на распространение церк. И светской муз. Культур. В период господства Византийской империи Македония (1018-1239), как и др.

Балканские страны, многое переняла от византийской культуры. В течение последующего пяти-векового турец. Ига, когда жестоко преследовалось малейшее проявление нар. Самосознания и нац. Культуры, сведения о муз. Жизни Македонии теряются. Лишь в кон. 19 - нач. 20 вв. Муз. Жизнь возрождается, начинается развитие светской проф. Муз. Культуры. Сложившиеся к тому времени социально-обществ. Условия способствовали возникновению культ.-просвет. Обществ, объединявших местную интеллигенцию и сыгравших заметную роль в становлении нац. Муз. Культуры. Первое такое общество было осн. В 1894 в Велесе. В 1895 в Скопье организуется дух. Оркестр, в 1907 - певч. Об-во "Вардар". С 1908 концерты начинает устраивать культурно-художеств. Общество в Витольи, объединявшее хор.

И орк. Секции. В эти же годы известность получает деятельность первого проф. Макед. Музыканта A. Бадева, получившего муз. Образование в России (ученик Н. А. Римского-Корсакова и М. А. Балакирева). Бадев был собирателем нар. Музыки, он первым установил ритмич. И метрич. Особенности македонского муз. Фольклора.После 1-й мировой войны 1914-18 территория быв. Вардарской Македонии - в составе Сербии, в 1918 вошла в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия). Несмотря на то, что великосербская буржуазия проводила политику нац. Угнетения, муз. Жизнь Македонии не замерла. В 1920-х гг. Распространение получает хор. Пение. Во мн. Городах организуются певч. Общества. Для развития хор. Иск-ва значительна была деятельность серб. Музыкантов П.

Ж. Илича и С. Шивачека. В 1928 в Скопье С. Арсич открыла муз. Школу, а затем в 1937 была осн. Муз. Школа им. Мокраняца. Это положило начало развитию проф. Муз. Образования в Македонии. Ок. 1930-х гг. Началась деятельность первых проф. Македонских композиторов во главе с С. Гайдовым и Ж. Фирфовым. Несколько позднее развивает конц. Деятельность и пропагандирует М. М. Группа исполнителей и композиторов, среди к-рых П. Богданов-Кочко, И. Джувалековски, Т. Скаловски, И. Кастро. В эти же годы издаются первые музыкальные произведения македонских композиторов.Во время освободит. Борьбы югосл. Народа против гитлеровских захватчиков мн. Македонские музыканты с оружием в руках боролись с нем. Фашистами, участвовали в партизанском движении. Созданные ими песни и др.

Вок. Произв. Вселяли боевой дух в нар. Массы. Среди этих композиторов - Богданов-Кочко, Скаловски, Джувалековски, Т. Прокопьев, Б. Ивановски, В. Николовски, принимающие активное участие в построении муз. Культуры Социалистич. Македонии. Опираясь на нац. Фольклор, они разрабатывают гл. Обр. Хоровые жанры. Композиторы молодого поколения выступают чаще с произв. Инстр. Музыки (К. Македонски, Т. Зографски, Т. Прошев и др.). Среди македонских музыкантов (1960 - нач. 70-х гг.). Вокалисты - Д. Фир-фова, А. Липша, П. Апостолова, Н. Креля, М. Скаловска, В. Биджова, Т. Грнчаровски, М. Илиевски, Б. Петров. Инструменталисты - Л. Палфи, К. Божиновски, Р. Спасовски, К. Давидовски, Б. Горше. Дирижёры - Т. Скаловски, Т. Прокопьев, А. Шурев. Музыковеды - Д. Ортаков, Д. Бояджиев, Б. Глигоров, B. Чучков.

Фольклористы - Ж. Фирфов, М. Симоновски, В. Хаджиманов, А. Линин и др. Среди исполнительских коллективов - хор Радио (осн. В Скопье в 1945) и струн. Квартет (осн. В 1937, в новом составе с 1946). В Скопье работают. Македонская филармония (осн. Как симф. Оркестр в 1944), опера при Македонском нар. Т-ре (осн. В 1947), Фольклорный ин-т (осн. В 1950), средняя муз. Школа и кафедра музыки при Высшей педагогич. Школе (открыта в 1953), CK Македонии (осн. В 1946).Литература. Firfov Z., Metricke osebine makedonske narodne muzike, predavanje odrzano na konferenciji Medunarodnog drustva za folklor, 1951. Skalovski T., Deset godina muzickog zivota Makedonjije, "Zvuk", 1955, No 2-3. Linin A., O muzickim instrumentima makedonskih slovena, там же, 1968, No 89.

Караkas В., Muzicki trvorci vo Makedonija, Skople, 1970.И. M. Ямпольский..

Значения в других словарях
Макдоналд Д.

(MacDonald) Дженет (18 VI 1907, Филадельфия - 14 I 1965, Хьюстон) - амер. Певица (сопрано) и киноактриса. Выступала в бродвейских мьюзиклах. В 1929-49 снималась в муз. Фильмах видных режиссёров, в к-рых участвовали известные артисты-певцы (М. Шевалье, Н. Эдди и др.). Завоевала известность исполнением ведущих ролей в фильмах "Парад любви" (1929), "Король бродяг" и "Роз-Мари" (1930 и 1936, по опереттам Р. Фримля), "Весёлая вдова" (1934, по оперетте Ф. Легара), "Бродвейская серенада" (1939). Наибол..

Макеба М.

(Makeba) Мириам (p. 4 III 1932, Проспект, близ Йоханнесбурга) - южноафриканская певица (меццо-сопрано). Пела в Претории в миссионерском хоре, принимала участие в выступлениях бродячей труппы "менестрелей". В 1959 после исполнения в Йоханнесбурге гл. Партии в опере "Кинг Конг" М. Матчекизы получила известность и в том же году выступила в Нью-Йорке. Одна из выдающихся представительниц негр. Муз. Иск-ва, М. С успехом гастролировала в странах Зап. Европы, в Эфиопии и Кении.. ..

Македонский С.

Стефан (25 III (6 IV) 1885, Сливен - 31 V 1952, София) - болг. Певец (тенор). Нар. Арт. НРБ (1947). С 1902 жил в России, в 1904-10 учился в Моск. Консерватории, с 1908 выступал в Оперном т-ре С. И. Зимина. С 1911 дебютировал на сцене "Болгарского оперного товарищества". Совершенствовал своё иск-во в Париже и Берлине. В 1922-33 исполнял ведущие партии в оперных т-рах Софии и др. Городов страны, гастролировал за границей. В 1930-32 худ. Рук. Оперного т-ра в Варне (пост. "Травиата", "Севильский цир..

Макензи К.

(Mackenzie) Александер Кэмпбелл (22 VIII 1847, Эдинбург - 28 IV 1935, Лондон) - шотл. Композитор, скрипач, дирижёр, педагог, муз.-обществ. Деятель. Сын Александера М. (1819-57), скрипача (ученика К. Липиньского) и дирижёра. М. Представлял 4-е поколение музыкантов в семье. Учился в Эдинбурге, в 1857-62 - в Шварцбурге и Зондерсхаузене (Германия), играл в местных оркестрах. В 1862-65 занимался у А. Сейнтона (скрипка), Ч. Лукаса и Ф. Б. Джусона (фп.) в Корол. Академии музыки в Лондоне, играл там в р..

Дополнительный поиск Македонская музыка Македонская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Македонская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Македонская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 18 символа