Маркс А. Б.

86

(Marx) Адольф Бернхард (15 V (по церк. Записи) 1795, Галле - 17 V 1866, Берлин) - нем. Историк и теоретик музыки, педагог, композитор. Обучался музыке у Д. Г. Тюрка в Галле, где основал (совм. С К. Лёве и др.) муз. Кружок Marxscher Quartett, устраивавший вечера камерной музыки. Изучил право и служил при суде в Наумбурге. С 1820 - в Берлине, где совершенствовался в обл. Композиции у К. Ф. Цельтера. В 1824 основал "Берлинскую всеобщую музыкальную газету" ("Berliner Allgemeine Musikalische Zeitung", издавал и редактировал до 1830), в к-рой отстаивал прогрессивные взгляды, противостоявшие консервативным позициям "Всеобщей музыкальной газеты", издававшейся в Лейпциге. Под руководством М. Газета сыграла большую роль в борьбе за верную оценку творчества И.

С. Баха, Л. Бетховена и др. Классич. Мастеров. С 1828 преподавал историю и теорию музыки в Берлинском ун-те (с 1830 профессор), где содействовал организации систематич. Муз. Образования. В 1850 вместе с Т. Куллаком и Ю. Штерном основал Берлинскую консерваторию (т. Н. Консерваторию Штерна), преподавал в ней композицию до 1856. М. - автор известного учебника композиции ("Die Lehre von der musikalischen Komposition", Bd 1-4, Lpz., 1837-47. Переиздан в переработке X. Римана, 1887-90), по к-рому занимались мн. Поколения музыкантов в Германии и др. Странах, а также первой научно обоснованной монографии о Л. Бетховене. В своих теоретич. Взглядах М. Исходил из философии Г. Гегеля. Он отстаивал идею развития в музыке, считая, что каждое произв. Следует рассматривать в свете взглядов и понятий своего времени, а не по масштабам прошлого.

В иск-ве раскрывается, как он утверждал, не только личность художника, но также "идеи и дух народа и эпохи". Высоко ценя творчество классич. Мастеров прошлого, М. Вместе с тем поддерживал и отстаивал нек-рые из новых тенденций музыки 19 в. Был одним из виднейших теоретиков и пропагандистов программного симфонизма. С М. Во многом сближался В. В. Стасов, называвший его гениальным муз. Писателем.Как композитор (оперы, оркестровые и фп. Соч., оратории, кантаты, хоры, песни) М. Был последователем классич. Традиций.Литературные сочинения. Die Kunst des Gesanges, theoretisch-praktisch, B., 1826. Ьber Malerei m der Tonkunst. Ein MaigruЯ an die Kunst-philosophen, В., 1828. Allgemeine Musiklehre, Lpz., 1839 (рус. Пер. - Всеобщий учебник музыки, СПБ, 1872, М, 1893).

Die alte Musiklehre im Streit mit unserer Zeit, Lpz., 1841. Die Musik des 19. Jahrhunderts und ihre Pflege. Methode der Musik, Lpz., 1855, Ludwig van Beethoven. Leben und Schaften, Bd 1-2, B., 1859. Glьck und die Oper, Tl1-2, В., 1863. Anleitung zum Vortrag Beethovenscher Klavierwerke, В., 1863. Erinnerungen. Aus meinem Leben, Bd 1-2, В., 1865. Das Ideal und die Gegenwart, Jena, 1867. И др.Литература. Neuss E., A. B. Marx, der hallesche Deuter und Wegbereiter Beethovens, в кн. Hallesches Monatsheft, (Bd) 4, 1957. Kirchmeyer H., Ein Kapitel Adolf Bernhard Marx. Ьber Sendungsbewusstsein und Bildungsstand der Berliner Musikkritik zwischen 1824 und 1830, в кн. Beitrдge zur Geschichte der Musikanschauung im 19. Jahrhundert, hrsg. Von W.

Salmen, Regensburg, 1965. Edler A., Zur Musikanschauung von Adolf Bernhard Marx, там же.M. M. Яковлев..

Значения в других словарях
Марковац П.

(Markovac) Павао (5 IV 1903, Загреб - июнь 1941, Керестинец) - хорватский музыковед и критик (Югославия). Изучал музыковедение под рук. Г. Адлера в Венском ун-те. Позднее работал в Загребе в качестве музыковеда, муз. Критика и ред., занимался муз. Просвещением, гл. Обр. Среди рабочей аудитории. М. Был первым югосл. Музыковедом, чьи труды посв. Проблеме связей эволюции муз. Культуры с общественным развитием. В своих работах рассматривал и истолковывал мн. Явления муз. Иск-ва с марксистских позици..

Марковский А.

(Markowski) Анджей (псевдоним - Марек Анджеевский. Marek Andrzejewski) (p. 22 VIII 1924, Люблин) - польск. Дирижёр и композитор. Учился у А. Малявского (муз.-теоретич. Предметы) в Люблине (1939-41), у А. Роули (композиция) в муз. "Тринити-колледже" в Лондоне (1946-47), у B. Ровицкого (дирижирование), П. Рытеля и Т. Шелитовского (композиция) в Высшей муз. Школе в Варшаве (1947-55). Был дирижёром и гл. Дирижёром филармонии в Катовице (с 1954), Кракове (1959-64), Вроцлаве (1965-69), Варшаве (1971-7..

Маркс Й.

(Marx) Йозеф (11 V 1882, Грац - 3 IX 1964, там же) - австр. Композитор и муз. Критик. Изучал историю иск-ва и философию в ун-те Граца. В 1914-1924 преподавал теорию музыки и композицию в Венской муз. Академии. В 1925-27 ректор Высшей муз. Школы в Вене. В 1927-30 преподавал композицию в уч. Заведениях Анкары. Выступал с муз.-критич. Статьями. Широкое признание принесли М. Песни для голоса с фп. (всего ок. 150), написанные под влиянием X. Вольфа и отчасти франц. Импрессионистов. К числу высших дос..

Мармонтель А.

(Marmontel) Антуан Франсуа (16 VII 1816, Клермон-Ферран - 15 I 1898, Париж) - франц. Пианист и педагог. С 1827 учился игре на фп. У П. Циммермана, композиции - у Ж. Ф. Галеви и Ж. Ф. Лесюэра в Парижской консерватории. М. - один из крупнейших представителей франц. Нац. Школы фп. Педагогики 2-й пол. 19 в. В 1848-87 профессор Парижской консерватории по классу фп. Среди учеников М. - Ж. Бизе, Э. Гиро, Ю. Венявский, К. Дебюсси, Л. Дьемер, В. Д'Энди, М. Лонг, А. И Э. Дювернуа, Ф. Планте. М. Подчинил с..

Дополнительный поиск Маркс А. Б. Маркс А. Б.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Маркс А. Б." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маркс А. Б., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 11 символа