Массовая песня
В широком смысле сольная или хор. Песня, созданная профессиональным композитором (или любителем) и рассчитанная на массовое распространение в общественной жизни или домашнем быту. М. П. Имеет куплетное (строфич.) строение (часто с рефреном-припевом). Муз. Образ сконцентрирован в самостоятельной по значению вок. Мелодии, обобщенно отражающей смысл слов и допускающей исполнение без инструментального сопровождения. Обще- значимость содержания М. П. В сочетании с простотой формы, поэтич. И муз. Языка, использование певч. Голосов в наиболее употребит. Регистрах обусловливают ее максимальную доступность для всеобщего исполнения и восприятия.С сер. 20-х и до конца 50-х гг. 20 в. Понятием "М. П." охватывалось все песенное творчество сов.
Композиторов. Позднее, с укоренением термина "советская песня", к М. П. Стали относить лишь одну жанровую разновидность - хоровую песню на общественно-политич. Темы, предназначенную для совместного исполнения большими массами людей. В отличие от др. Разновидностей песни - эстрадной и бытовой, М. П. (в узком смысле) рассчитана на хор. Звучание (без сопровождения), гл. Обр. Во время демонстрации, митингов, собраний и др. Крупных обществ. Событий. Реже М. П. Исполняются в концертах, а в свою очередь эстрадные и бытовые песни звучат как массовые, что зависит от степени общезначимости их муз.-поэтич. Образов и индивидуализации.Часто М. П. Отличаются героич. Характером и выдержаны в ритме марша. Поэтич. Тексты обычно включают агитационные обращения - призывы, к-рым соответствуют лаконичные, четкие, броские муз.
Фразы-лозунги (чаще всего в припеве). М. П., как правило, связаны с социальной и нац.-освободительной борьбой народа, выражая ее идеи и являясь мощным средством организации и воспитания масс.Первыми образцами М. П. Были боевые гимны Великой франц. Революции ("Марсельеза" и др). К М. П. Принадлежат также мн. Междунар. И рус. Революц. Песни 19 - нач. 20 вв. (напр., "Интернационал", "Варшавянка", "Красное знамя", "Бандьера росса", "Смело, товарищи, в ногу" и др.). В 1920-30-х гг. Пролетарские и антифашистские М. П. Создали X. Эйслер ("Коминтерн", "Красный Веддинг", "Песня солидарности") и др. Прогрессивные заруб. Композиторы (в т.ч. Б. Рейниц, А. Онеггер). М. П. Стала одной из ведущих жанровых разновидностей сов. Проф. И любит. (самодеятельного) песенного творчества.
К ней относится большая часть красноармейских и партизанских песен периода Гражданской войны ("Песня коммуны", "По долинам и по взгорьям", "Марш Будённого", "Красная Армия всех сильней" и др.), а также комсомольских песен 20-х гг. ("Молодая гвардия", "Наш паровоз" и др.). Ряд М. П. Создали участники организованного в сер. 20-х гг. Творч. Объединения молодых композиторов "Проколл". В. А. Белый ("Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"), А. А. Давиденко ("Конная Будённого", "Нас побить, побить хотели"), М. В. Коваль ("Юность"), Б. С. Шехтер ("Железными резервами"). "Проколловцы" первыми выдвинули понятие "М. П." и провозгласили её важным, равноправным и художественно полноценным видом проф. Композиторского творчества. Однако их песни из-за узости содержания и относительной сложности муз.
Формы и языка оказались доступными только хор. Самодеятельности и не смогли войти в быт нар. Масс. Задача создания подлинно М. П. Была решена сов. Композиторами уже в 30-х гг. ("Песня о встречном" Д. Д. Шостаковича, 1932, и "Марш весёлых ребят" И. О. Дунаевского, 1934), когда хор. Песня стала выражать общенародные мысли и чувства в максимально простой и чёткой форме. В 30-50-х гг. В жизнь народа глубоко вошли М. П. Комп. А. В. Александрова ("Священная война"), М. И. Блантера ("Катюша"), И. О. Дунаевского ("Песня о Родине", "Марш энтузиастов"), В. Г. Захарова ("Ой, туманы мои"), Л. К. Книппера ("Полюшко"), А. Г. Новикова ("Гимн демократической молодёжи мира"), Дм. Я. И Дан. Я. Покрассов ("Москва моя"), В. П. Соловьёва-Седого ("В путь") и др. На слова поэтов В. М. Гусева, М.
В. Исаковского, В. И. Лебедева-Кумача, Л. И. Ошанина и др. Тогда же М. П. Утвердилась в творчестве композиторов всех республик. В конце 50-60-х гг. Созданы новые М. П. "Бухенвальдский набат" В. И. Мурадели, "Пусть всегда будет солнце" А. И. Островского, "Песня о тревожной молодости" А. Н. Пахмутовой, "Родина" С. С. Туликова и др. Параллельно по мере расширения запросов слушателей всё большее распространение получают другие жанровые разновидности советского песенного творчества - лирическая бытовая песня (особенно начиная с периода Отечественной войны) и эстрадная, которые развиваются во взаимодействии с М. П.Литература. Hестьев И., Массовая песня, в сб. Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М.-Л., 1947. Корев Ю., Советская массовая песня, М., 1956.
Сохor A., Русская советская песня, Л., 1959. Его же, Путь советской песни, М., 1968. Его же, О массовой музыке, в сб. Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 13, Л., 1974. См. Также лит. При ст. Песня.А. Н. Сохор..
Дополнительный поиск Массовая песня
На нашем сайте Вы найдете значение "Массовая песня" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Массовая песня, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 14 символа