Медианта

83

(франц. Mediante, от позднелат. Medians, род. Падеж mediantis - находящийся посредине, посредничающий). 1) Обозначение аккордов, отстоящих на терцию вверх или вниз от тоники, т. Е. III и VI ступеней лада. В более узком смысле М. (или верхняя М.) - назв. Аккорда III ступени (VI ступень в этом случае называется субмедиантой, или нижней М.). Аналогич. Образом обозначаются и соответствующие звуки - III и VI ступени лада. Гармонич. Функция аккордов М. Определяется прежде всего их промежуточным положением между осн. Аккордами. III -между I и V, VI - между I и IV. Отсюда двойственность функции аккордов М. III - слабо выраженная доминанта, VI - слабо выраженная субдоминанта, в то же время как III, так и VI могут выполнять нек-рые функции тоники.

Отсюда же и выразительное значение аккордов М. - смягчённость, завуалированность их контраста тонике, мягкость терцовых смен при соединении с тоникой, субдоминантой и доминантой. В др. Связях (напр., VI-III, III-VI, VI-II, II-III, VI-III и т.п.) гармонии М. Делают менее заметной зависимость аккордов от тоники лада, выявляя их местные (переменные) функции, способствуя образованию ладотональной переменности (напр., в ариозо князя Юрия "О слава, богатство суетное" из оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии").В ступенной гармонич. Теории (Г. Вебер, 1817-21. П. И. Чайковский, 1872. Н. А. Римский-Корсаков, 1884-85) аккорды М. Входят в число семи диатонич. Ступеней, хотя в качестве побочных они в большей или меньшей степени отделяются от главных (I и V).

В функциональной теории (X. Риман) М. Трактуются как видоизменения "трёх единственно существенных гармоний" - Т, D и S. Как их параллели (например, в C-dur e-g-h - Dp) или как созвуки вводной смены (e-g-h в C-dur может быть также. ), в зависимости от реальной доли этих аккордов в контексте. По Г. Шенкеру, значение аккордов М. (как и других) зависит прежде всего от конкретной направленности движения, от линий голосов между исходным и целевым тоном. Г. Л. Катуар понимал М. Как результат смещения прим и квинт в главных трезвучиях (например, в С - durВ концепции авторов "Практического курса гармонии" (И. В. Способина, И. И. Дубовского, С. В. Евсеева, В. В. Соколова, 1934-1935) за аккордами M. Закреплено смешанное ступенно-функцио-нальное значение (в C-dur e-g-h - DTIII, а - с - е - TS VI)(при этом ступенная трактовка вновь приобретает больший вес, и вся концепция восходит не только к Риману, но, в неменьшей мере, и к Римскому-Корсакову).

В теории переменных функции Ю. Н. Тюлина III ступень в мажоре может выполнять функции T и D, а VI - Т, S и D. В миноре III - Т, S и D, а VI - T и S. (Примеры различных трактовок одного и того же гармонического последования):2) В структуре григорианских мелодий M. (mediante. Др. Назв. - metrum) - срединное заключение (по Б. В. Асафьеву - "цезурный полукаданс"), разделяющее целое на две симметрично уравновешенные половины:Литература. 1)Чайковский P. И., Руководство к практическому изучению гармонии, M., 1872, то же, Полн. Собр. Соч., т. III a, M., 1957, Римский-Корсаков H. A., Практический учебник гармонии, СПБ, 1886, переизд. В Полн. Собр. Соч., т. IV, M., 1960. Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1, M., 1924. Практический курс гармонии, ч.

1, M., 1934 (авт. Способин И., Дубовский И., Евсеев С., Соколов В. Берков В., Гармония, ч. 1-3, M., 1962-66, М., 1970. Тюлин Ю., Приваво Н., Теоретические основы гармонии, M., 1965, Weber G., Versuch einer geordneten Theorie der Tonsetzkunst, Bd 1-3, Mainz, 1818-21. Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde, L. - N. Y., 1893 (рус. Пер. - Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, М., 1896, М., 1901). Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 1-3, Stuttg. - B - W, 1906-1935, 1956.2) Грубер R. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, M.-Л., 1941, с. 394Ю. Н. Холопов..

Значения в других словарях
Медведев М. Е.

(наст. Фам. - Бернштейн) Михаил Ефимович (8(20) VII 1852, Белая Церковь, ныне Киевской обл.- 8 VIII 1925, Саратов) - рус. Певец (тенор) и педагог. В 1881 окончил Моск. Консерваторию но классу пения у Дж. Гальвани. В том же году дебютировал в Киеве в оперной антрепризе И. Я. Сетова (партия Собинина). Пел также в Харькове, Одессе, Казани, Тбилиси и др. Городах. Сезоны 1885-86 и 1891-92 - в Большом т-ре, 1892-93 - в Мариинском. Возглавлял оперные труппы, выступавшие в приволжских городах, на Украин..

Медведев П. М.

Пётр Михайлович (15(27) I 1837, Москва - 30 I (12 II) 1906, Петербург) - рус. Актёр, режиссёр, антрепренёр. Род. В актёрской семье. Учился в Моск. Театр. Уч-ще. В 1853 вступил в труппу тульского т-ра, затем играл в др. Т-рах. С 1862 был гл. Обр. Антрепренёром. Держал драматическую, опереточную и оперную труппы в Казани (в день открытия т-ра М. Поставил оперу "Иван Сусанин", 1875), Астрахани, Перми, Харькове, Киеве и др. М. Был прекрасным организатором, неустанно и с успехом пропагандировал в про..

Медиатор

(от лат. Mediator - посредник) - пластинка, перо, кольцо с "когтем", к-рыми извлекаюг звук на мандолине, цитре, домре и т.п. Инструментах. См. Плектр.. ..

Мединь Е.

Mединьш Екаб (10 (22) III 1885, Рига - 27 XI 1971, там же) - сов. Композитор, педагог и дирижер. Нар. Арт. Латв. ССР (1960). Брат Язепа и Яниса М. Окончил 1-й Рижский муз. Ин-т по классам скрипки, органа и фп. (1905). Совершенствовался на летних курсах Высшей муз. Школы в Берлине. В 1917-20 директор муз. Уч-ща в Сызрани, в 1921-41 - Нар. Консерватории в Елгаве С 1944 преподавал хор. Дирижирование в Латв. Консерватории, с 1945 профессор, в 1948-51 ректор. М. - один из видных деятелей латыш. Хор. ..

Дополнительный поиск Медианта Медианта

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Медианта" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Медианта, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа