Медианта
(франц. Mediante, от позднелат. Medians, род. Падеж mediantis - находящийся посредине, посредничающий). 1) Обозначение аккордов, отстоящих на терцию вверх или вниз от тоники, т. Е. III и VI ступеней лада. В более узком смысле М. (или верхняя М.) - назв. Аккорда III ступени (VI ступень в этом случае называется субмедиантой, или нижней М.). Аналогич. Образом обозначаются и соответствующие звуки - III и VI ступени лада. Гармонич. Функция аккордов М. Определяется прежде всего их промежуточным положением между осн. Аккордами. III -между I и V, VI - между I и IV. Отсюда двойственность функции аккордов М. III - слабо выраженная доминанта, VI - слабо выраженная субдоминанта, в то же время как III, так и VI могут выполнять нек-рые функции тоники.
Отсюда же и выразительное значение аккордов М. - смягчённость, завуалированность их контраста тонике, мягкость терцовых смен при соединении с тоникой, субдоминантой и доминантой. В др. Связях (напр., VI-III, III-VI, VI-II, II-III, VI-III и т.п.) гармонии М. Делают менее заметной зависимость аккордов от тоники лада, выявляя их местные (переменные) функции, способствуя образованию ладотональной переменности (напр., в ариозо князя Юрия "О слава, богатство суетное" из оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии").В ступенной гармонич. Теории (Г. Вебер, 1817-21. П. И. Чайковский, 1872. Н. А. Римский-Корсаков, 1884-85) аккорды М. Входят в число семи диатонич. Ступеней, хотя в качестве побочных они в большей или меньшей степени отделяются от главных (I и V).
В функциональной теории (X. Риман) М. Трактуются как видоизменения "трёх единственно существенных гармоний" - Т, D и S. Как их параллели (например, в C-dur e-g-h - Dp) или как созвуки вводной смены (e-g-h в C-dur может быть также. ), в зависимости от реальной доли этих аккордов в контексте. По Г. Шенкеру, значение аккордов М. (как и других) зависит прежде всего от конкретной направленности движения, от линий голосов между исходным и целевым тоном. Г. Л. Катуар понимал М. Как результат смещения прим и квинт в главных трезвучиях (например, в С - durВ концепции авторов "Практического курса гармонии" (И. В. Способина, И. И. Дубовского, С. В. Евсеева, В. В. Соколова, 1934-1935) за аккордами M. Закреплено смешанное ступенно-функцио-нальное значение (в C-dur e-g-h - DTIII, а - с - е - TS VI)(при этом ступенная трактовка вновь приобретает больший вес, и вся концепция восходит не только к Риману, но, в неменьшей мере, и к Римскому-Корсакову).
В теории переменных функции Ю. Н. Тюлина III ступень в мажоре может выполнять функции T и D, а VI - Т, S и D. В миноре III - Т, S и D, а VI - T и S. (Примеры различных трактовок одного и того же гармонического последования):2) В структуре григорианских мелодий M. (mediante. Др. Назв. - metrum) - срединное заключение (по Б. В. Асафьеву - "цезурный полукаданс"), разделяющее целое на две симметрично уравновешенные половины:Литература. 1)Чайковский P. И., Руководство к практическому изучению гармонии, M., 1872, то же, Полн. Собр. Соч., т. III a, M., 1957, Римский-Корсаков H. A., Практический учебник гармонии, СПБ, 1886, переизд. В Полн. Собр. Соч., т. IV, M., 1960. Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1, M., 1924. Практический курс гармонии, ч.
1, M., 1934 (авт. Способин И., Дубовский И., Евсеев С., Соколов В. Берков В., Гармония, ч. 1-3, M., 1962-66, М., 1970. Тюлин Ю., Приваво Н., Теоретические основы гармонии, M., 1965, Weber G., Versuch einer geordneten Theorie der Tonsetzkunst, Bd 1-3, Mainz, 1818-21. Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde, L. - N. Y., 1893 (рус. Пер. - Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, М., 1896, М., 1901). Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 1-3, Stuttg. - B - W, 1906-1935, 1956.2) Грубер R. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, M.-Л., 1941, с. 394Ю. Н. Холопов..
Дополнительный поиск Медианта
На нашем сайте Вы найдете значение "Медианта" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Медианта, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 8 символа