Мистерия

188

(от греч. Mystnrion - таинство, тайна) - жанр зап.-европ. Ср.-век. Религиозной драмы 14-16 вв. Сформировался на основе литургической драмы, со временем переместившейся из церкви на гор. Площадь. Развитие жанра связано с расцветом ср.-век. Городов в 14-15 вв. М. - драм. Представления на религ. Сюжеты - были составной частью гор. Празднеств, организовывались гор. Властями (муниципалитетами) совм. С ремесленными цехами и происходили обычно в ярмарочные дни на площадях. Исполнителями были горожане, ремесленники, иногда жонглёры. Тематика и содержание М. Отражали характерную для того времени борьбу религ. И мирского начал. Библейские и евангельские сюжеты сочетались в них с реалистич. Шуточными, иногда и натуралистич. Сценами, религ. Мистика - с житейским реализмом, набожность - с богохульством.

Эпизоды из Библии и Евангелия перемежались с интермедиями, вставными комедийно-бытовыми сценками.Представления М. Отличались масштабностью (напр., "Мистерия Ветхого завета" состояла примерно из 40 пьес, включавших ок. 50 тыс. Стихов. В ней участвовало св. 200 исполнителей, а представление длилось неск. Недель. "История апостолов" бр. А. И С. Гребанов содержала 62 тыс. Стихов). М. - красочное, пышное зрелище. Для их исп. Делались спец. Декорации, возводились помосты с приспособлениями для "вознесения". Наиболее живописно оформлялись "ад" и "рай". Постановки осуществлялись разл. Способами. Широко использовался принцип симультанной сцены (на сценич. Площадке одноврем. В отд. "беседках" монтировались все сцены и места действия M.), a также система передвижных сцен-площадок (многочисл.

Эпизоды М. Демонстрировались на отд. Повозках, разъезжавших по всему городу. Каждая повозка являлась местом действия одной сцены).Музыка М. (по сравнению с литургич. Драмой) демократизируется. Хотя осн. Часть текста исполняется в виде речитации (частично на лат., частично - на нац. Языках) важное значение приобретает и напевное начало - в виде литургич. Песнопений, инстр. Интермедий, танцев. Григорианская основа литургич. Песнопений постепенно вытесняется светской и нар. Музыкой, напевами миннезингеров и трубадуров.Реалистич. Чертами были отмечены М. В протестантских странах - Великобритании, Германии, а также в Нидерландах. Постепенно развлекательность, красочность представления стали превалировать над его религ. Содержанием.

Комич. Начало в М., их пародийность (часто высмеивалось духовенство), демократизм вызвали недовольство со стороны церк. И светских властей, особенно во времена Реформации. Против М. Как религ. Жанра выступали и деятели гуманистич. Движения. К сер. 16 в. М. Были запрещены почти во всех странах Зап. Европы.В кон. 19 - нач. 20 вв. Предпринимались попытки создания стилизованных образцов жанра. Постановка "Мистерии страстей господних" в селении Обераммергау (Юж. Германия), "Мистерии тела господнего" в Эльче (Испания). Нек-рые оперы и оратории 19-20 вв. По своему религ.-мистич. Характеру приближаются к М. Оперы "Парсифаль" Вагнера (1882), "Легенда о Святом Кристофе" д'Энди (1915). К этому жанру принадлежит музыка К. Дебюсси к М. "Мученичество святого Себастьяна" Г.

Д'Аннунцио (1911) и др.Образец интерпретации М. В духе революц. Иск-ва создал В. В. Маяковский ("Мистерия-буфф", 1-я ред. 1918, 2-я - 1921). Иронической трактовкой религ. Притчи явилась пост. Варшавским "Театром народовы" М. 15 в. "Истории о преславном воскресении Миколая из Вильковецка" (1962). "Мистерии страстей" периодически демонстрируются в Париже перед собором Нотр-Дам. Новые образцы жанра созданы комп. К. Орфом - "Комедия воскресения Христа" (1956), "Игра о рождении младенца" (1960), "Комедия конца света" (1972).Литература. Иоффе И. И., Мистерия и опера. (Немецкое искусство XVI-XVIII вв.), Л., 1937. История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956. Petit de Jullеvillе L., Les mystиres, v. 1-2, P., 1880.

Cohen G., Histoire de la mise en scиne dans le thйвtre religieux franзais du moyen вge, P., 1952. См. Также лит. При ст. Литургическая драма.М. Р. Волкова..

Значения в других словарях
Мирошниченко Е. С.

Евгения Семёновна (р. 12 VI 1931, с. 1-е Советское Харьковской обл.) - сов. Певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. Арт. СССР (1965). До 1950 принимала участие в художеств. Самодеятельности трудовых резервов. В 1951 поступила в Киевскую консерваторию, одновременно выступала в Киевском ансамбле "Трудовые резервы". В 1957 окончила консерваторию по классу пения у M. E. Донец-Тессейр. С этого же года солистка Укр. Т-ра оперы и балета. В 1961 совершенствовалась в Италии, стажировалась в миланском ..

Мис П.

(Mies) Пауль (р. 22 X 1889, Кёльн) - нем. Музыковед и педагог. Изучал в Боннском ун-те математику, физику. Музыковедение под рук. Л. Вольфа. В 1919-39 занимался муз.-исследоват. Деятельностью, с 1946 профессор Высшей школы музыки, в 1946-54 руководил Ин-том муз. Воспитания в Кёльне. Автор трудов в области муз. Эстетики и муз.-эстетич. Воспитания, а также исследований стиля Л. Бетховена, И. Брамса, Ф. Шуберта, В. А. Моцарта, И. С. Баха.Сочинения. Uber die Tonmalerei, Bonn, 1912 (Diss.). Stilmomen..

Митропулос Д.

(Mntropoylos) Димитриос (18 II (1 III) 1896, Афины - 2 XI 1960, Милан) - греч. Дирижёр, пианист и композитор. С 1908 учился в консерватории в Афинах у Л. Вассенховена (фп.) и А. Марсика (композиция). В 1916 выступил как дирижёр с исп. Собственной симф. Поэмы. В 1920 в Афинах была пост. Его опера "Сестра Беатриса". В 1920 совершенствовался в Брюсселе у П. Жильсона и в 1921-1924 - в Берлине у Ф. Бузони, одноврем. Работая коррепетитором в Гос. Опере. В 1924 вернулся в Грецию, где начал активно выст..

Митчелл Д. Ч. П.

(Mitchell) Доналд Чарлз Питер (р. 6 II 1925, Лондон) - англ. Музыковед и муз. Критик. В 1939-42 занимался в Далидж-колледже в Лондоне, в 1949-50 - в ун-те в Дареме. Муз. Критик организованного им ежеквартальника "Music Survey" (1947-52), журн. "The Musical Times" (1953-57), газ. "The Dailv Telegraph" (1959-64), журн. "The Listener" (c 1964). С 1958 ред. Журн. "Tempo", в 1963-64 ред. Изд-ва "Бузи и Хокс", с 1965 директор фирмы "Фейбер мьюзик лимитед" (с 1977 её глава). С 1971 профессор в Суссекск..

Дополнительный поиск Мистерия Мистерия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мистерия" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мистерия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа