Мокраняц С.

81

(Мокраoeац) Стеван (наст. Фамилия Стоянович. СтоjановиС›) (28 XII (9 I) 1856, Неготин - 15 (28) IX 1914, Скопле) - серб. Композитор, фольклорист, хор. Дирижёр, скрипач, педагог и обществ. Деятель. В детстве самостоятельно научился играть на скрипке, позднее брал уроки скрипичной игры, изучал основы теории музыки, занимался композицией. В 1872-73 руководил в Неготине певч. Об-вом, собирал нар. Мелодии. Будучи студентом филологич. Ф-та Белградского ун-та, принимал участие в работе Белградского хор. Об-ва, состоял членом его совета. С 1876 преподавал в школе для начинающих хористов, работал как хор. Дирижёр. С 1879 учился в Мюнхене у Э. Закса (теория музыки), затем в Академии музыки в Мюнхене у И. Рейнбергера (композиция). Возвратившись в Белград, преподавал пение, руководил хором об-ва "Станкович".

В 1884 исп. Первой хор. Рапсодии - "Руковета" принесло М. Известность. В том же году совершенствовался в Риме в консерватории Академии "Санта-Чечилия", в 1885 в Лейпциге. С 1887 рук. Белградского хор. Об-ва, в 1889-93 участник (2-я скрипка) организованного им струн. Квартета. В 1899, совм. С пианистом Ц. Манойловичем, основал в Белграде муз. Школу ("Српека музичка школа"), положившую начало муз. Образованию в Сербии. В 1907 участвовал в создании Т-ва серб. Музыкантов. Значительна была деятельность М. Как фольклориста, хор. Дирижёра и композитора хор. Музыки. Его работы как собирателя нар. Песен были этапными для развития югосл. Муз. Фольклористики (в 1896 предпринял фольклорную экспедицию в юж. Области Сербии, записал св. 100 нар. Напевов). Ок. 30 лет М.

Руководил Белградским хор. Об-вом, деятельность к-рого способствовала развитию хорового иск-ва Сербии. Возглавляя хор, М. Довёл исполнит. Мастерство коллектива до высокого художеств. Уровня. С этим хором выезжал во мн. Страны, популяризируя музыку братских народов Югославии. В 1896 совершил гастрольную поездку по России. М. Высоко ценил рус. Музыку. Как композитор прославился пятнадцатью "Руковетами", основанными на искусно отобранных и мастерски обработанных нар. Напевах сербов, черногорцев, македонцев и др. Народов Югославии. В хор. Рапсодиях - "Руковетах" М. Создал самобытный стиль хор. Письма, осн. На органич. Сплетении самостоятельно развивающихся мелодич. Голосов. "Руковеты" отличаются полнозвучием, красочностью. Их историч. Значение заключается в утверждении новых принципов гармонизации нар.

Напевов, вытекающих из внутр. Логики их мелодич. Структуры. Особенно значителен десятый "Руковет" - "Охридская легенда", к-рый является не только вершиной хор. Стиля М., но и отправной точкой и художеств. Основой всего дальнейшего развития серб. Реалистич. Музыки. Среди др. Соч. М. Известны "Приморские напевы" ("Приморские напjеви") для смешанного хора, церк. Музыка ("Литургия", "Заупокойная"), две песни для голоса и фи. "Лем Эдим" и "Три героя" ("Три jунака").Литература. Мартынов И., Стеван Мокраньяц и сербская музыка, М., 1958. Ямпольский И. М., Музыка Югославии, М., 1958, с. 35, 70-73. МоноjловиС› Коста П., Живот и дела Стевана Ст. Мокраoeца, Београд, 1923. КоoeовиС› П., Стеван Мокраoeац, Београд, 1956. ЖивковиС› М., Руковети Ст. Ст.

Мокраoeца. Аналитична студиjа, Београд, 1957. Зборник радова о Стевану Мокраoeцу, Београд, 1971. Музичка школа "Мокраoeац". 1899-1974, Београд, 1974.И. М. Ямпольский..

Значения в других словарях
Мойзес А.

(Moyzes) Александр (р. 4 IX 1906, Клаштор) - словацкий композитор. Сын композитора Микулаша М. (1872-1944). В 1925-28 учился в Пражской консерватории у Р. Карела и О. Шина (композиция), О. Острчила (дирижирование). В 1928-1930 совершенствовался у В. Новака в Школе мастеров при этой консерватории. С 1929 преподавал композицию в Муз.-драм. Академии (с 1941 консерватория) в Братиславе (с 1949 профессор). В 1937-48 работал на радио в Братиславе, выступал как муз. Критик. С 1953 худ. Рук. Ансамбля СЛ..

Мокраняц В.

(Мокраoeац) Василе (р. 11 IX 1923, Белград) - серб. Композитор (Югославия). Сын виолончелиста Йована М. (1888-1956) - одного из основателей Белградской филармонии. В 1947 окончил Академию музыки в Белграде по классу фп. У Э. Хайека, в 1951 по классу композиции у С. Раичича. Преподавал в Белграде в муз. Школах "Иосип Маринкович" (1947-1951) и "Мокраняц" (1952-56). С 1965 профессор по классу композиции Академии музыки в Белграде. Для М. Характерно тяготение к инстр. Жанрам. Его ранние соч. Отличаю..

Мокренко А. Ю.

Анатолий Юрьевич (р. 22 I 1933, с. Терны, ныне Сумской обл. УССР) - сов. Певец (баритон). Нар. Арт. УССР (1973). Чл. КПСС с 1974. В 1956 окончил Киевский политехнич. Ин-т, в 1963 Киевскую консерваторию (класс Н. Г. Зубарева и А. А. Гродзинского). В 1963-68 солист оперной студии Киевской консерватории, с 1968 - Украинского т-ра оперы и балета (Киев). Обладает голосом широкого диапазона, драматическим дарованием. Партии. Микола, Остап ("Наталка Полтавка", "Тарас Бульба" Лысенко), Листрат ("В бурю"..

Мокроусов Б. А.

Борис Андреевич (14 (27) II 1909, Нижний Новгород, ныне Горький - 27 III 1968, Москва) - сов. Композитор. Засл. Деят. Иск-в Чуваш. АССР (1962). В 1936 окончил Моск. Консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского (ранее занимался у В. А. Белого, Г. И. Литинского, А. Н. Александрова). Выступал в разл. Жанрах. На сценах муз. Т-ров ставились его опера "Чапаев" (пост. 1942) и оперетта "Роза ветров" (1947). Популярность завоевали песни М., в т. Ч. Его патриотич. Баллада "Заветный камень" (1944..

Дополнительный поиск Мокраняц С. Мокраняц С.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мокраняц С." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мокраняц С., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 11 символа