Мокраняц С.
(Мокраoeац) Стеван (наст. Фамилия Стоянович. СтоjановиС›) (28 XII (9 I) 1856, Неготин - 15 (28) IX 1914, Скопле) - серб. Композитор, фольклорист, хор. Дирижёр, скрипач, педагог и обществ. Деятель. В детстве самостоятельно научился играть на скрипке, позднее брал уроки скрипичной игры, изучал основы теории музыки, занимался композицией. В 1872-73 руководил в Неготине певч. Об-вом, собирал нар. Мелодии. Будучи студентом филологич. Ф-та Белградского ун-та, принимал участие в работе Белградского хор. Об-ва, состоял членом его совета. С 1876 преподавал в школе для начинающих хористов, работал как хор. Дирижёр. С 1879 учился в Мюнхене у Э. Закса (теория музыки), затем в Академии музыки в Мюнхене у И. Рейнбергера (композиция). Возвратившись в Белград, преподавал пение, руководил хором об-ва "Станкович".
В 1884 исп. Первой хор. Рапсодии - "Руковета" принесло М. Известность. В том же году совершенствовался в Риме в консерватории Академии "Санта-Чечилия", в 1885 в Лейпциге. С 1887 рук. Белградского хор. Об-ва, в 1889-93 участник (2-я скрипка) организованного им струн. Квартета. В 1899, совм. С пианистом Ц. Манойловичем, основал в Белграде муз. Школу ("Српека музичка школа"), положившую начало муз. Образованию в Сербии. В 1907 участвовал в создании Т-ва серб. Музыкантов. Значительна была деятельность М. Как фольклориста, хор. Дирижёра и композитора хор. Музыки. Его работы как собирателя нар. Песен были этапными для развития югосл. Муз. Фольклористики (в 1896 предпринял фольклорную экспедицию в юж. Области Сербии, записал св. 100 нар. Напевов). Ок. 30 лет М.
Руководил Белградским хор. Об-вом, деятельность к-рого способствовала развитию хорового иск-ва Сербии. Возглавляя хор, М. Довёл исполнит. Мастерство коллектива до высокого художеств. Уровня. С этим хором выезжал во мн. Страны, популяризируя музыку братских народов Югославии. В 1896 совершил гастрольную поездку по России. М. Высоко ценил рус. Музыку. Как композитор прославился пятнадцатью "Руковетами", основанными на искусно отобранных и мастерски обработанных нар. Напевах сербов, черногорцев, македонцев и др. Народов Югославии. В хор. Рапсодиях - "Руковетах" М. Создал самобытный стиль хор. Письма, осн. На органич. Сплетении самостоятельно развивающихся мелодич. Голосов. "Руковеты" отличаются полнозвучием, красочностью. Их историч. Значение заключается в утверждении новых принципов гармонизации нар.
Напевов, вытекающих из внутр. Логики их мелодич. Структуры. Особенно значителен десятый "Руковет" - "Охридская легенда", к-рый является не только вершиной хор. Стиля М., но и отправной точкой и художеств. Основой всего дальнейшего развития серб. Реалистич. Музыки. Среди др. Соч. М. Известны "Приморские напевы" ("Приморские напjеви") для смешанного хора, церк. Музыка ("Литургия", "Заупокойная"), две песни для голоса и фи. "Лем Эдим" и "Три героя" ("Три jунака").Литература. Мартынов И., Стеван Мокраньяц и сербская музыка, М., 1958. Ямпольский И. М., Музыка Югославии, М., 1958, с. 35, 70-73. МоноjловиС› Коста П., Живот и дела Стевана Ст. Мокраoeца, Београд, 1923. КоoeовиС› П., Стеван Мокраoeац, Београд, 1956. ЖивковиС› М., Руковети Ст. Ст.
Мокраoeца. Аналитична студиjа, Београд, 1957. Зборник радова о Стевану Мокраoeцу, Београд, 1971. Музичка школа "Мокраoeац". 1899-1974, Београд, 1974.И. М. Ямпольский..
Дополнительный поиск Мокраняц С.
На нашем сайте Вы найдете значение "Мокраняц С." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мокраняц С., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 11 символа