Монгольская музыка

101

Монг. Нар. Музыка построена на пентатонике. Она подразделяется на 3 осн. Разновидности. Песни, эпич. Сказания и инстр. Музыку. Нар. Песни одноголосны. Различают медленные "протяжные" (урт-дуу), имеющие большой диапазон, сложный ритмич. Рисунок, богато орнаментированную мелодику (включает мелизмы, тремоло и др.), и "короткие" (богино-дуу), более простые по ритму, мелодии и построению. Распространены песни лирич., бытовые, трудовые, революц., историч., походные, шуточные, религиозные и лит. Происхождения. Часто песни исполняются в сопровождении нар. Инструментов, обогащаясь при этом орнаментальными подголосками. Среди нар. Инструментов. Лимба - род флейты, моринхур и хучир - струнные смычковые, шанз - плекторный щипковый, ёочин - род цимбал, и др.

Народная инстр. Музыка представлена 3 разновидностями. Сольные наигрыши, инструментальные (песенно-инстр.) ансамбли и наигрыши музыкантов-сказителей.С глубокой древности широкое распространение получили сказания (улигеры) эпич. Содержания. Носители устной нар. Муз. Культуры - хурчи (исполнители на хуре), улигерчи (рапсоды-сказители), дуучи (певцы-солисты), хогжимчи (музыканты-инструменталисты). Среди выдающихся нар. Исполнителей и создателей песен, в т. Ч. И о новом быте, наиболее известны. Ульдзуй Лубсан-хурчи, Тудуб, Алтан-гэрэл, М. Дугаржав, Дашиделиг и др. В Монголии бытует также особый, весьма своеобразный вид двухголосного горлового пения (особым способом певец одновременно извлекает два звука - басовый и флажолет).Совр.

М. М. Начала развиваться после революц. Преобразований 1920-30-х гг. Первая партизанская песня "Шивэ Кяхта" ("Взятие крепости Кяхта") родилась в огне боёв нар. Революции 1921. Вслед за ней были созданы нар. Революц. Песни "Красное знамя", "Песня об аэроплане" и др. В 1924 появились песни старейшей деятельницы монг. Муз. Иск-ва Ишдулам "Ленин наш учитель", "Песня о Ленине и Сухэ-Баторе", затем были созданы песни нар. Композиторами У. Лубсан-хурчи "Маркс и Ленин", М. Дугоржава "Песня о Сухэ-Баторе" и др. В песнях 40-х гг. Преобладала военно-патриотич. Тема. Появились также трудовые, рабочие, детские, молодёжные, лирические и др. Песни. Их писали композиторы Л. Мурдорж, Б. Дамдинсурэн, С. Гончиксумла, Л. Дорж, Д. Лувсаншарав и др. В 50-х гг. Тематика песен расширилась, в них прочное место заняли гражданская лирика, тема созидат.

Деятельности рабочих и сельских тружеников.В 60-е гг. В связи с общим подъёмом культуры в МНР и растущими эстетич. Запросами народа жанровый состав песенного творчества обогатился. Появились сочинения для хора a cappella (авторы - хормейстеры, получившие высшее образование в СССР, Д. Мяасурэн, Д. Лувсаншарав, Г. Дармзагд и др.).Становление проф. Муз. Культуры проходило под влиянием европ. Музыки. Первые образцы муз. Драмы возникли на базе песен-диалогов сказителей. В 1942 в Улан-Баторе основан Муз.-драм. Т-р, спектакли к-рого сопровождались небольшим ансамблем нар. Инструментов. При активной помощи сов. Специалистов воспитывались первые кадры исполнителей и композиторов. В 40-50-е гг. Молодые композиторы, певцы, дирижёры, хормейстеры были направлены на учёбу в СССР и др.

Социалистич. Страны. В 1963 Муз.-драм. Т-р был преобразован в Т-р оперы и балета. В 60-70-е гг. В его репертуаре мн. Классич. И совр. Оперы на монг. Яз. ("Евгений Онегин", "Русалка", "Фауст", "Чио-Чио-сан", "Алеко", "Князь Игорь", "Проданная невеста". "Октябрь" Мурадели и др.), а также балеты ("Бахчисарайский фонтан", "Коппелия", "Эсмеральда", "Золушка" и др.). Произв. Монг. Композиторов. С. Гончиксумлы - опера "Унэн" (1954), балеты "Секира" (1960), "Сельский праздник" (1967), "Верные друзья" (1971). Б. Дамдинсурэна - оперы "Путь к счастью" (1952), "Три Шарайгольских хана" (1961), "Борьба" (1965), "Амарсана" (1971), "Незабываемые сорок два дня" (1974), балет "Легенда об озере" (1969). Д. Лувсаншарава - оперы "Хан Бургед" (1966), "Взятие крепости Кяхта" (1971).

Э. Чойдога - балеты "Цветок среди бурьяна" (1965), "Нерушимая, стальная дружба" (1969). Л. Мурдоржа - опера "Народный певец и музыкант Намжил" (1961). Среди солистов т-ра. Нар. Арт. МНР Д. Пурэвдорж, засл. Арт. МНР Г. Хайдав, Д. Жаргалсайхан, А. Загдсурэн. Солисты балета - засл. Арт. МНР Т. Туул, О. Ганбатор. Гл. Дирижёр т-ра - нар. Арт. МНР Ж. Чулун, балетм. - засл. Деят. Иск-в МНР Б. Жамьяндагва и др. В 1950 создан Нар. Ансамбль песни и танца МНР. При ансамбле работает оркестр нар. Инструментов, в составе к-рого реконструированные деревянные и медные духовые инструменты (лимба, бишгуур, эвэр бурээ, их бурээ и др.), струнные смычковые (хучир, кобыз, моринхур, бас кобыз, их хур), щипковые плекторные (шанз), арфообразные (ятга), типа цимбал (ёочин), ударные.

Ансамбль неоднократно выступал в СССР и в др. Странах Европы, Азии и Африки.Гос. Симф. Оркестр МНР осн. В 1957. Его худ. Рук. И главный дирижёр засл. Арт. МНР Ц. Намсрайжав. Оркестр пропагандирует классич. Музыку, произв. Совр. Муз. Иск-ва, способствует созданию новых сочинений монг. Композиторами (С. Гончиксумла, Д. Дамдинсурэн, Л. Мурдорж, Э. Чойдог, Ж. Чулун, Ц. Намсрайжав и др.). Сочинения композиторов МНР охватывают мн. Жанры. Кантаты, оперы и балеты, камерные и симфонич. Произв., пьесы для нар. Инструментов, музыка к фильмам.В Улан-Баторе имеются Ансамбль песни и пляски Монгольской Народной армии, образцово-показательный духовой оркестр Мин-ва обороны МНР, муз.-хореографическое уч-ще. Муз.-драм. Т-ры работают в центрах аймаков (областей). Чойбалсане, Кобдо, Баян-Улэгэй и др.

Городах.В 1964 создан Союз композиторов МНР. Председатель С. Гончиксумла (со дня основания). Среди музыковедов. Д. Батсурэн, Ж. Бадра, Г. Ринченсамбу.Литература. Берлинский П. М., Монгольский певец и музыкант Ульдзуй Лубсан-Хурчи. Опыт анализа монгольского устного музыкально-поэтического творчества, М., 1933. Смирнов Б. Ф., Музыкальная культура Монголии, М., 1963. Его же, Монгольская народная музыка, М., 1971. Кондратьев С. A., Музыка монгольского эпоса и песен, М., 1970. Ряузов С. Н., По пути, указанному Лениным, "СМ", 1970, No 2. Его же, Встреча советских и монгольских музыкантов, "МЖ", 1972, No 5. Его же, Пути развития музыкального творчества, "СМ", 1973, No 12. Флярковский А. Г., Встречи с друзьями, "СМ", 1971, No 6. Гончиксумла С., Крепнут творческие связи, "МЖ", 1972, No 5.

The music of the Mongols, pt 1 - Eastern Mongolia, Stockh., 1943.С. Н. Ряузов.

Значения в других словарях
Монасыпов А. З.

Алмаз Закирович (р. 11 VII 1925, Казань) - сов. Композитор. Засл. Деят. Иск-в Тат. АССР (1969). Окончил Казанскую консерваторию по классам виолончели у А. В. Броуна (1950) и композиции у А. С. Лемана (1956), аспирантуру там же по дирижированию у И. Э. Шермана (1966). В 1958-71 дирижёр Тат. Драм. Т-ра, Тат. Т-ра оперы и балета, Гос. Симф. Оркестра Тат. АССР. В 1956-58 преподавал в Муз. Уч-ще в Казани, в 1968-73 - в Казанской консерватории.Сочинения. Для солистов, хора и орк. - кантата Солнечный Т..

Монахов Н. Ф.

Николай Фёдорович (18 (30) III 1875, Петербург - 5 VII 1936, Ленинград) - сов. Артист оперетты и драматич. Актёр. Нар. Арт. РСФСР (1932). Юношей пел в церк. Хоре Смольного монастыря. В 1896 дебютировал на эстраде как исполнитель рус. Нар. Песен, куплетист. Вместе с П. Ф. Жуковым создал эстрадный дуэт "Весёлые оборванцы". Особенным успехом пользовался сатирич. Номер "Прошли золотые денёчки". В 1904 начал выступать в оперетте (труппа Сабурова, Киев), работал в театрах Москвы, Киева, Петербурга. Хо..

Мондонвиль Ж. Ж.

(Mondonville) Жан Жозеф (Кассанеа де. Cassanea de) (крещён 25 XII 1711, Нарбонн, деп. Од - 8 X 1772, Бельвиль, близ Парижа) - франц. Скрипач и композитор. Муз. Образование получил под рук. Отца - церк. Музыканта Жана Кассанеа, прозванного Мондонвилем. В 1733 опубликовал в Париже свои первые произв. - сонаты для скрипки с basso continuo. Был выдающимся виртуозом. В 1733-34 первый скрипач оркестра в Лилле. В 1738 дебютировал в "Духовных концертах" в Париже. С 1739 член корол. Капеллы, в 1745-58 ко..

Монк Т.

(Monk) Телониус (р. 10 X 1920, Роки-Маунт, шт. Сев. Каролина) - амер. Джазовый пианист и композитор негр. Происхождения. Специального муз. Образования не получил. С 1939 выступал в клубах Гарлема в Нью-Йорке, в 1941-42 играл в ансамбле в кафе "Т-р Минтона" (с Ч. Паркером, Д. Гиллеспи и др. Негр. Музыкантами - родоначальниками стиля "би-боп"). В 1959 и 1963-64 руководил джаз-бэндом, с 1965 - джазовым квартетом. Участвовал в ансамбле "Гиганты джаза", с к-рым в 1971-72 гастролировал в странах Европ..

Дополнительный поиск Монгольская музыка Монгольская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монгольская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монгольская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 18 символа