Обертоны
(нем. Obertцne, букв. - высокие звуки, ед. Число Oberton, от ober - высокий и Тоn - тон, звук), частичные тоны (нем. Teiltцne), - призвуки, расположенные выше осн. Тона, по к-рому определяется на слух высота звука. Имеются в спектре почти всех муз. Звуков. Образуются в результате колебаний частей источника звука, напр. 1/2, 1/3, 1/4, 1/5 и т.д. Долей струны или 2/3, 2/5, 2/7, 2/9 и т.д. Долей столба воздуха в закрытой органной трубе, или 1/2,78, 1/5,45, 1/9,00, 1/13,45 долей бруска, лежащего на двух подставках (в инструментах типа металлофона или ксилофона). Количественные соотношения между частями вибратора определяются формой колеблющегося тела (в частности, соотношением между длиной и толщиной), условиями его колебания (напр., закрепление за один или оба конца), физич.
Свойствами (твёрдостью, упругостью) и др. Факторами. При колебании струны и в др. Аналогич. Случаях О. Вместе с осн. Тоном (первым частичным тоном, условно называемым первым обертоном) образуют натуральный, или гармонич., ряд звуков. Для этого ряда характерны отношения частот, к-рые составляют натуральный ряд чисел. 1 . 2. 3 . 4 . 5 . 6 и т.д. (напр., 110, 220, 330, 440, 550, 660 и т.д. Герц, что соответствует звукам А, а, е1, а1, cis2 e2). Такие О. Наз. Гармоническими, или гармониками.Частичные тоны (основной тон и обертоны) - натуральный, или гармонический, ряд звуков, образующийся при колебании струны, настроенной на С.Соотношения начальных звуков натурального звукоряда используются в учении о гармонии для обоснования происхождения мажорного трезвучия.
В остальных случаях возникают более сложные - негармонич. Ряды звуков. Так, брусок даёт вместе с осн. Тоном ряд призвуков, частоты к-рых находятся в след. Отношениях:32 (осн. Тон), 52, 72, 92, 112 или 1, 2,78, 5,45, 9,00, 13,45 и т.д.Частичные тоны - негармонический ряд, образующийся при колебании бруска (основной тон - С).Восприятие О. Значительно отличается от восприятия осн. Тона. Лишь при очень внимательном целенаправленном вслушивании музыкант может уловить в общем комплексе частичных тонов отд. О. Особенно это относится к гармонич. О., к-рые сливаются с осн. Тоном. Спец. Акустич. Анализы доказывают темброобразующую роль О. Это свойство О. Широко используется в муз.-исполнит. Практике. Применяя разл. Приёмы звукоизвлечения (напр., на скрипке - pizzicato, флажолеты, игра с сурдиной, у грифа, у подставки), музыкант может усилить или ослабить те или иные О.
И тем самым изменить окраску звуков. При игре на нек-рых нар. Муз. Инструментах (типа варгана) О. Сильно выделяются. Появляется возможность использовать их как самостоят. Единицы звукоряда инструмента. Так возникают своеобразные обертоновые "мелодии".Литература. Музыкальная акустика, общ. Ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954. Гарбузов H. А., Зонная природа тембрового слуха, М., 1956. Володин А. А., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в сб. Музыкальное искусство и наука, вып. 1, М., 1970.Ю. Н. Рагс..
Дополнительный поиск Обертоны
На нашем сайте Вы найдете значение "Обертоны" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обертоны, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 8 символа