Обрехт Я.
(Obrecht, Obertus, Hobrecht) Якоб (22 XI 1450, Берген-оп-Зом или Утрехт, или Сицилия - 1505, Феррара) - нидерл. Композитор. Один из ведущих представителей нидерландской школы. Служил регентом в крупнейших соборах, в т.ч. В Утрехте (с 1476. В эти годы там учился и пел в хоре мальчиков Эразм Роттердамский), в церквах Синт-Гертраутис и братства Нотр-Дам в Берген-оп-Зом (1479-84), в Камбре (1484-85, изучал там произв. Г. Дюфаи, развивал его традиции), Синт-Донатьен в Брюгге (1486-91). В 1487-88 служил при дворе герцога д'Эсте в Ферраре, где познакомился с итал. Гуманистич. Культурой. Побывал в Тулоне. В 1492-96, служа регентом собора Нотр-Дам в Антверпене, создал свои лучшие произв. В 1496-98 был регентом в Берген-оп-Зом, в 1498 жил в Брюгге, в 1500-02 - в Антверпене.
В 1504 снова служил придв. Музыкантом в Ферраре, где вскоре умер от чумы (поэт из Модены Г. Сарди посв. О. 2 лат. Эпитафии). Современники считали О. Одним из величайших музыкантов эпохи. Его стиль отличался утончённостью и виртуозностью письма. О. Сохранял ясность муз. Изложения и чувство меры при контрапунктич. Соединении мн. Голосов. В своих произв. Он широко использовал флам. И нем. Нар. Песни, темы к-рых искусно вплетены в полифонич. Ткань музыки. О. Развил и обогатил технику нидерл. Контрапункта, придал темам более чёткий, рельефный характер. Один из его излюбленных приёмов - остроумное комбинирование неск. Cantus firmus (тем), как и варьирование их мотивов, положившее начало тематич. Развитию.Особенной виртуозности достигал в технике "пародии" (см.
Месса, напр. "Месса с разными тенорами" - "Missa diversorum tenorum"), в иск-ве постепенного добавления голосов, с включением новых напевов (месса "Под твоей защитой" - "Sub tuum praesidium". Построена на напевах из праздничной литургии, посв. Деве Марии. Здесь число голосов увеличивается от 3 в 1-й части, 4 - во 2-й, до 7 - в последней). Повторы народных попевок во всех голосах вносят свежесть в культовую музыку О., придают ей простодушный характер. По сравнению с творчеством предшествующих представителей нидерл. Школы (Й. Окегема) произв. О. Яснее и определённее по мелодике, ритмике (часто танцевальной) и гармонии (б.ч. Консонантной, с акцентированными кадансами). В то же время элементы декламационной выразительности играют в ней меньшую роль.
Музыке О. Присущи типично ренессансная рациональная упорядоченность, пластичная соразмерность и чёткость композиционных построений. По ср.-век. Традиции, О. Как музыкант-учёный (возможно, также математик-философ), увлечённый идеями неоплатоников и космологией пифагорейства, основывает свои композиции на сложном числовом плане, связанном с символич. Значением чисел и имён (они звучат в точно рассчитанные моменты) и на строго вычисленных пропорциях, создающих "божественное равновесие". В то же время для него характерны эмоциональность, гуманистич. Живая выразительность, яркость орнаментики и красок. Т. О., творчеству О. Свойственно типичное противоречие иск-ва 15 в. Умозрительное интеллектуальное начало, рационализм и сила чувств, смелость фантазии.
(Глареан отмечал в музыке О. Сочетание изобретательности с пламенностью и величавой торжественностью.) Творчество О. Разнообразно по жанрам, сохранились 26 месс, 4- и 3-голосных (рукоп. Хранятся в б-ках Сикстинской капеллы в Риме, в Иене, Вене. 5 месс изданы в 1503 Петруччи в Венеции. Имеются и др. Прижизненные издания соч. О. Нек-рые мессы, написанные в 3-гол. Складе, осн. На григорианских напевах). 31 мотет (3-6-голосные, в т.ч. Знаменитый "Salve Regina"). Помимо культовой музыки, О. Создал выдающиеся образцы светских флам. Полифонич. Песен - шансон (сохранилось ок. 25) и инстр. Произв. Без слов (сохранились пять 3-гол. Фуг, 4-гол. Фуга и ряд перелож. Вокальных соч.). Мн. Сочинения приписывались О. Ошибочно, в т.ч. 4-гол. "Страсти по Матфею", принадлежащие А.
Лонгевалю.Издания. Obrecht J., Werken. Uitgegeven door J. Wolf, Lfg 1-30, Amst. - Lpz., (1908-21). Переиздание. Smijers A., Crevel M. Van, Obreoht J. Werken, Amst., 1958-. Smijers A., Van Ockeghem tot Sweelinck, Amst., 1940-41 (3 Kуriе, 9 фламандских песен).Литература. Грубер Р. И., История западно-европейской музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М. - Л., 1941, с 401-09, Gоmbоsi O., Jacob Obrecht, Lpz., 1925. Куriazis M., Die Cantus firmus-Technik in den Messen Obrechts, Bern, 1952 (Diss.). Noorn L.-J. Van, Crevel M. Van, Obrecht (предисл. К переизд. Месс "Sub tuum praesidium", Amst., 1959, "Maria zart", Amst., 1964). Вain M., New light on J. Obrecht's development. A biographical study, "MQ", 1957, v. 43, No 4, p. 500-16, Hoorn L. G. Van, Jacob Obrecht, La Haye, 1968.
См. Также лит. При ст. Месса. Л. Г. Бергер..
Дополнительный поиск Обрехт Я.
На нашем сайте Вы найдете значение "Обрехт Я." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обрехт Я., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 9 символа