Огиньский М. К.
(Qginski) Михал Клеофас (25 IX 1765, Гузув, близ Варшавы - 15 X 1833, Флоренция) - польский композитор и политич. Деятель. Учился игре на фп. У Ю. Козловского, придв. Музыканта Огиньских (1770-е гг.), затем у И. М. Ярновича (скрипка), совершенствовался в Италии у Дж. Б. Виотти и П. M. P. Байо. Для формирования О.-музыканта имели важное значение поездки в имения его родственника, политич. Деятеля и музыканта Мих. Каз. Огинь-ского, содержавшего постоянную капеллу, оркестр и театр. С 1789 О. Был польским послом в Англии и Голландии. Принимал активное участие в восстании Т. Костюшко (1794), затем эмигрировал в Италию, нек-рое время жил в Константинополе. После амнистии 1802 вёл активную политич. Деятельность в качестве сенатора Российской империи, добиваясь восстановления независимости Польши.
В 1823-33 жил во Флоренции. Композиторскую деятельность начал в 1790-е гг., создал многочисл. Марши и боевые песни, получившие распространение среди повстанцев 1794 (сохранились рукоп. Нек-рых маршей), и ок. 20 полонезов (1-й утерян), завоевавших широкую известность, в т.ч. "Прощание" ("Les adieux") и полонезы, получившие назв. "Прощание с родиной" ("Pozegnanie Ojczyzny", 1794), "Раздел Польши" ("Rozbior Polski") и др. О. Приписывается созданная в эти годы боевая песня "Ещё Польша не погибла" ("Jeszcze Polska nie zginela"), ставшая впоследствии польским нац. Гимном. Б. Ч. Творческого наследия О. Составляют фп. Пьесы - полонезы, мазурки, марши, менуэт, вальсы для фп., а также многочисл. Романсы (в т.ч. Одни из первых на польские тексты), характеризующиеся наличием нац.
Польских элементов в ритмике и мелодике, изяществом и лиризмом. О. Принадлежит опера "Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире" ("Zйlis et Valcour, ou Bonaparte au Caire", 1799. 1953, Краковское радио), созданная в период, когда мечты О. О возрождении независимой Польши связывались с именем Наполеона. Фп. И вок. Творчество О. - одно из важных достижений польской музыки его времени и позволяет считать О., наряду с Ю. Эльснером, крупнейшим предшественником Ф. Шопена. Произв. О. Исполнялись и издавались в Варшаве, Петербурге, Париже, Лейпциге, Милане и др. Городах. Опубликовано (сохранилось ок. 60 произв., составляющих лишь часть его наследия) много анонимных изданий его соч. (часто с искажениями). Ведётся работа по публикации произв.
О. На основе обнаруженных авторских оригиналов (нек-рые впервые опубликованы под ред. И. Ф. Бэлзы - Избр. Произв. Для фп. (1954). Три мазурки и вальс для фп. (1963). Пьесы для фп. (1965)). О. - автор трактата "Письма о музыке" ("Listy о muzyce", пер. С франц., 1956), мемуаров в 4 томах (изд. Париж - Женева, 1826-27).Литература. Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1-2, М., 1954-57. Его же, Забытые польские музыканты, М., 1963. Его же, Михал Клеофас Огиньский, М., 1965. М., 1974. Pozniak W., Romans wokalny w twуrczosci M. К. Oginskiego, в сб. Rozprawy i notatki muzykologiczne, z. 1, Kr., 1934. Jachimecki Zd., Muzyka Polska w rozwoju historycznym, t. L, cz. 2, Kr., 1951. Belza I., Michal K. Oginski i jego zwiazki z kultura rosyjska, "Muzyka", 1954, No 1-2.И.
И. Свирида..
Дополнительный поиск Огиньский М. К.
На нашем сайте Вы найдете значение "Огиньский М. К." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Огиньский М. К., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 15 символа