Ортис Д.
(Ortiz) Диего (ок. 1510, Толедо - г. Смерти неизв.) - испан. Композитор, муз. Теоретик и исполнитель на басовой виоле да гамба (т.н. Виолон). С 1550-х гг. Жил в Италии. В 1555-70 руководил капеллой при дворе герцога Альбы в Неаполе (состояла гл. Обр. Из исп. Музыкантов). В историю музыки вошёл как один из первых теоретиков и практиков инстр. Варьирования (т.н. Диференсиас), принцип к-рого изложен в его осн. Труде - "Трактате о глосах..." (изд. В Риме. Позднее неоднократно переиздавался в Германии). Здесь он всесторонне разработал систему импровизац. Варьирования. Трактат состоит из 2 книг. В 1-й излагаются правила исп. Каденций и украшений, каждое из к-рых иллюстрируется небольшим фрагментом муз. Произв. Или отд. Нотным примером. 2-я кн. Включает соч.
Самого О. (17 ричеркаров для виолона и клавесина) и др. Композиторов 16 в. Поставив задачу выработать правила импровизац. Варьирования при ансамблевой игре на виолоне и клавесине, О. Рассматривает 3 вида исполнения. Оба музыканта импровизируют на данной основе. Мелодия варьируется на виоле, клавесин аккомпанирует по аккордовой основе. Произв. Исполняется на клавесине, на виолоне играется варьированно один выбранный музыкантом голос. Приведённые в трактате соч. О. Демонстрируют развитую систему композиции. Сложнейшая по ритмике партия виолона во всех образцах даётся в 1-голосном изложении. Партия сопровождения отличается простотой фактуры. Несмотря на 400-летнюю давность музыки О., она не кажется устаревшей. Его ричеркары входят в репертуар совр.
Гамбистов. Среди др. Соч. - сб-ки вок. Произв. Для 4-7 голосов ("Musices liber I. Hymnos, magnificat, salve, motecta, psalmos, aliaque diversa cantica complectens", Venise, Gardano, 1565. Переизд. В 16 в. В Берлине, Риме, Вене и др. Городах Зап. Европы). Изд. 4 ричеркара из трактата О. (импровизации на шансон П. Сандрина. Изд. Э. Т. Ферандом в его кн. "Die Improvisation", 1956). 10 произв. Опубликованы К. Проске и И. Г. Весселяком ("Musika Divina", 1859-1863, Bd 1, No 3-4). Мотет "De Profunctis" издан Э. Эславой ("Lira sacrohispana", 1869).Литературные сочинения. Tratado de glosas sobre clбusulas y otros gйneros de puntos en la mъsica de violones nuevamente puestos en luz, Roma, 1553 (на итал. Яз. - Il primo libro de Diego Ortiz, Tolletano. Roma, 1553, факсимиле и пер.
На нем. Изд. М. Шнайдера, В., 1913, Kassel, 1936).Литература. Einstein A., Zur deutschen Literatur fьr Viola da Gamba im 16. Und 17. Jahrhundert, Lpz., 1905 (Publikationen der Internationalen Musikgesellschaft, Beiheft 2). Kinkeldey O., Orgel und Klavier in der Musik des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1910. Subirб J., La mъsica en la Casa de Alba, Barcelona, 1927. Gombosi O., Zur Frьhgeschichte der Folia, "Acta Musicologica", 1936, Bd 8. Ferand E. T., Die Improvisation in der Musik, Z., 1938. Reese G., Music in the Renaissance, N. Y., 1954. Eго жe, The repertoire of Book II of Ortiz's tratado, в кн. The Commonwealth of music, N. Y. - L., 1965.Б. В. Доброхотов..
Дополнительный поиск Ортис Д.
На нашем сайте Вы найдете значение "Ортис Д." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ортис Д., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 8 символа