Пакистанская музыка

119

П. М. Имеет давние традиции (на территории совр. Пакистана существовали древнейшие цивилизации), она вобрала в себя достижения муз. Культуры, создававшейся на протяжении веков в сев.-зап. Части Южной Азии. В П. М. Отразились особенности географического положения страны, где смыкались зоны распространения арабской, иранской, среднеазиатской и индийской муз. Культур. У народов, к-рые частично или полностью вошли в состав Пакистана, сформировались собств. Муз. Культуры, возникли вок. И инстр. Формы. Для развития культуры Пакистана, в т.ч. Муз. Иск-ва, большое значение имел ислам, распространение к-рого началось в 8 в. Наступил длительный период (неск. Веков) сосуществования мусульманских традиций и традиций коренных жителей Сев. Индостана.

На П. М., как народную, так и профессиональную (т.н. Классическую), ислам оказывал влияние не непосредственно, а через культуры исповедующих его народов Ирана, стран Средней Азии и арабского мира - пенджабскую, синдхскую, пуштунскую, белуджскую музыкальные культуры. П. М. Восприняла муз. Формы, связанные с мусульманским религ. Каноном, гл. Обр. Речитации текстов из Корана (кират), и некоторые неканонические формы. Маджлис (у шиитов), кауали (у суфийцев) и миляд (у суннитов). Сложились традиции танцующих дервишей, исп. Религ. Песен на празднествах в честь мусульманских святых, когда тысячи молящихся поют т.н. Дхаммал (священное песнопение). Мусульманские традиции отразились и в светском нар. Иск-ве - в муж. Танце хаттаков (одно из пуштунских племён сев.-зап.

Пограничной провинции Пакистана), праздничном свадебном пенджабском танце, жен. Свадебном танце лудди, песенно-танц. Формах джурмар, сариган и др. Эти формы связаны с муз. Фольклором разл. Частей страны. Нар. П. М. (в осн. Сельская) имеет ярко выраженные локальные стилистич. И жанровые особенности. В одних частях страны более развит песенный фольклор, в других - песенно-танц. (напр., стиль джори), в Синде преобладает инстр. Музыка (импровизации на алгозе, саринде и др.). Самобытны песенно-танц. Традиции народов, населяющих Пенджаб и долину Инда. Муз. Инструменты, используемые в П. М., как и её ладовые и ритмич. Особенности, - в основном те же, что и у др. Народов сев. Части юж.-азиатского полуострова. Мн. Инструменты распространены и у народов Индии (см.

Индийская музыка). Осн. Инструментарий. Струнные - ситар, вичитра вина, саранги, сарод, саринда, эктара и танпура (выдерживает осн. Тон). Струнно-ударный рабаб. Духовые - бансори (тип флейты), алгоза (двойная флейта, один ствол к-рой даёт выдержанный осн. Тон, а другой служит для исполнения мелодич. Импровизации), шехнай (тип гобоя), ударные - табла, пакхавадж, бангра и др. Виды барабанов. Джалатаранг - инструмент, состоящий из чашечек, наполненных водой так, что образуется определённый звукоряд. В качестве аккомпанирующего инструмента распространена инд. Гармоника.Проф., т.н., классич., музыка развивалась в условиях придв. Иск-ва под покровительством мусульманских правителей и была частью придв. Культуры. Будучи иск-вом устной традиции, осн.

На теоретич. Базе муз. Трактатов разл. Школ (т.н. Гаран), классич. П. М. Уже в период раннего средневековья представляла собой сложившуюся высокоразвитую художеств. Систему. П. М. Является монодической, она основана на определ. Ладо-мелодич. Системах (см. Рага) и на метроритмич. Формулах (тала). В произв. Классич. П. М. Импровизационные эпизоды перемежаются со строго фиксированными частями композиции. Наиболее распространены были вок. Жанры - друпад, восходящий к древним храмовым песнопениям, позднее кхьял (кхайял), тхумри, газал, дадра, отличающиеся и внутренним строением, и характером исп. В 16-17 вв. В музыке местных народов особенно были сильны влияния арабской и иранской музыкальных культур, проявлявшиеся в песенной любовной лирике со сложной стихотворной структурой и богато орнаментированной мелодикой (с помощью мелизматич.

Техники, специфич. Приёмов - т.н. Тана и гамака). Представители классич. Музыки получали значит. Профессиональную подготовку, процесс обучения продолжался мн. Годы. Часто профессия музыканта была наследственной, передавалась из поколения в поколение. С развитием средневек. Придв. Иск-ва музыка приобрела более пышный и утончённый характер, отражая вкусы местных правителей. Для придв. Муз. Иск-ва характерны усложнение форм, технич. Приёмов, повышение уровня виртуозности в условиях острого соперничества как между школами, так и между отд. Исполнителями. Многие из крупнейших ср.-век. Музыкантов жили и творили на территории совр. Индии и совр. Пакистана. Поэтому разграничение этих культур не представляется возможным. В муз. Иск-ве народов обеих стран важную роль сыграл великий поэт, учёный и музыкант Амир Хосров Дехлеви (13 в.), в творчестве к-рого сложились традиции, ставшие плодотворными для дальнейшего развития классич.

Музыки Сев. Индии и П. М. В средние века особое значение имела деятельность видных музыкантов Султана Хусейна Шарки и Вашида Али Шаха, создателей и исполнителей произв. Классич. Музыки. Значительно позднее в результате взаимодействия нек-рых видов классич. Музыки с фольклорными стилями возникла "лёгкая" классич., или т.н. Полуклассич., вок. И инстр. Музыка.После образования в 1947 гос-ва Пакистан началось интенсивное культурное развитие страны. Важную роль сыграл муз. Отдел Пакистанского радио, объединивший всех наиболее значит. Пакистанских музыкантов. Солисты - вокалисты и инструменталисты, а также ансамбль, созданный на Радио, стали выступать со специально подготовленными программами, включающими классическую, лёгкую классическую и народную музыку, а также участвовать в сериях концертов, организованных Радио для популяризации национальной музыки.Муз.

Культура совр. Пакистана богата и многообразна. На высоком уровне поддерживаются традиции классич. Музыки. Основоположником совр. П. М. Считается Умрао Бунду Хан (ум. В 1955), певец и виртуоз (исполнитель на саранги), мастерски владевший рядом новых композиционных приёмов. Общенац. Известностью в стране пользуются певица (исполнительница в стиле тхумри) Рошан Ара Бегум и исполнитель-виртуоз Абдул Вахид Хан (саранги), а также Пазир Хан (саринда), Кабир Хан (ситар), выступающие вместе певцы (исполнители в стилях тхумри и дадра) братья Назакат Али Хан и Саламат Али Хан, в стиле кхьял поют Аманат Али Хан, Фатех Али Хан. Среди инструменталистов - Хабиб Али Хан и Абдул Рашид (вичитра вина), Натху Хан и Хамид Хусейн (саранги), Шариф Пунчвал (ситар), Алла Дитта (табла), Кадир Букша (пакхавадж, табла).

Среди народных музыкантов, сохранивших местные национальные особенности исполнительства, - Имам Дин Салахи из Белуджистана (рабаб), Мунир Сархади (саринда) и Хамизо Хан (алгоза) из Синда. Популярны народные певцы Сайен Ахтер, Фаиз Мухаммед Балуч, певицы Мунавар Султана и Рэшман из Пенджаба. Большую известность завоевал странствующий поэт, певец и исполнитель на энтаре Саин Марна из Пенджаба. В числе лучших современных исполнителей лёгкой классической музыки - певицы Нурджехан, Фа-рида Ханум, сестры Нахид и Наджма Ниязи и др., выступающие в наиболее распространённых стилях - пенджаби анг и пураби анг. Эти стили стали основой музыки для кинофильмов, получившей с 50-х гг. 20 в. Большую популярность. В специфических условиях работы над музыкой к кинофильмам сложилась группа композиторов, сделавших первые попытки нотировать нац.

Музыку, а также аранжировать её для небольших инстр. Составов. Среди них - муз. Руководитель корпорации нац. Фильмов Сохайл Раана, а также Хуршид Анвар, Халил Ахмад, Махди Захир. В сфере киномузыки стали возникать и формы поп-музыки. Всё большую роль в жизни Пакистана начинают играть разл. Культурные институты. В 1950-е гг. Были организованы Художеств. Центры в Лахоре и Карачи, пропагандирующие нац. Иск-во (в т.ч. Музыку и танец) и занимающиеся подготовкой проф. Музыкантов, Совет по делам иск-в (с 1956, пред. - М. Наби Hyp) и Муз. Фонд Пакистана (с 1964, директор Ф. Бучоме). Инициатором создания ряда муз. Учреждений был известный поэт и обществ. Деятель, лауреат Междунар. Ленинской пр. "За укрепление мира между народами" Фаиз Ахмад Фаиз.

В 1971 создан Нац. Совет по делам иск-ва - центр, ведающий развитием пакистанской культуры, ставящий целью расширение междунар. Культурных контактов. Осн. Нац. Институт фольклора, региональные фонды развития иск-в и мн. Др., в т.ч. Нац. Танц. Ансамбль с группой нац. Муз. Инструментов (гастролировал в СССР в 1974). Большое значение в деле пропаганды нац. Иск-ва имеет созданный в 1975 единый культурный центр "Шалимар", куда входят радио и телевидение, а также корпорация нац. Фильмов, фирма грампластинок. Растёт уровень муз. Образования, всё большую роль начинают играть муз. Ф-ты ун-тов. Появился ряд теоретич. Работ пакистанских музыковедов, посв. Изучению осн. Проблем, стоящих перед нац. Музыкой, в т.ч. Книга Хушранга "Paaг Дария" (1966).Литература.

Энайетуллах A., Два десятилетия музыки в П., в сб. Музыка народов Азии и Африки, вып. 2, М., 1973, с. 322-44. Пакистан. Справочник, М., 1966, 1977. The Cultural heritage of Pakistan, ed. By S. M. Ikram, Karachi, 1955, p. 45-60. Traditional cultures in South-East Asia, Bombay, 1958, p. 253-64. "Pakistan Quarterly", v. 10, No 4, Spring, 1962, p. 41-45. Twenty years of Pakistan, (Karachi, 1969), p. 611-14.Дж. К. Михайлов..

Значения в других словарях
Паизиелло Д.

Паэзиелло (Paisiello, Paesiello) Джованни Грегорио Котальдо (9 V 1740, Таранто - 5 VI 1816, Неаполь) - итал. Композитор. Начальное муз. Образование получил в школе иезуитов в Таранто, в 1754-63 учился в консерватории "Сант-Онофрио а Капуана" в Неаполе (среди его учителей - Ф. Дуранте). В 1764 в Болонье была пост. Опера "Болтун", успех к-рой побудил П. Работать гл. Обр. В области оперного жанра. С 1766 жил в Неаполе, с к-рым в основном связана вся дальнейшая деятельность П. В 1776-84 он работал в..

Пакальнис Ю. Ю.

Юозас Юргио (4 VIII 1912, Веселькишкяй, Пакруойского р-на Литов. ССР - 28 I 1948, Вильнюс) - сов. Композитор, дирижёр, флейтист, педагог. В 1930 окончил Клайпедское муз. Уч-ще. В 1931-1933 преподаватель Каунасского муз. Уч-ща, с 1933 - Каунасской консерватории. В 1930-38 артист оркестра Каунасского т-ра. В 1938-39 совершенствовался в Лейпцигской консерватории по дирижированию и композиции. С 1940 дирижёр Каунасского т-ра (с 1941 также и Т-ра муз. Комедии).Сочинения. Балет - Невестка (Suzadetine,..

Пакуль Э. Я.

Эльфрида Яновна (р. 2 VI 1912, Рига) - сов. Певица (колоратурное сопрано). Нар. Арт. Латв. ССР (1947). Чл. КПСС с 1952. Деп. Верх. Совета СССР 2-го и 3-го созывов. Брала уроки пения у П. Сакса (Рига, 1931-40) и у Н. Г. Райского (Москва, 1942-46). С 1938 выступала как конц. Певица. В 1940-41 и в 1944-56 солистка Латв. Т-ра оперы и балета. Дебютировала в партии Царицы ночи. В 1941-44 солистка Ивановской и Моск. Филармоний, в 1956-1970 - Латв. Гос. Филармонии.Голос певицы сильный, красивого тембра...

Пакьяротти Г.

Пакьеротти (Pacchiarotti, Pachierotti) Гаспаре (крещён 21 V 1740, Фабриано, Анкона - 28 X 1821, Падуя) - итал. Певец-кастрат (сопранист). Ученик Ф. Дж. Бертони. Пел в соборах, в т.ч. Св. Марка в Венеции. На оперной сцене дебютировал в 1766 (партия Улисса в опере "Ахилл на Скиросе" Гасмана, т-р "Сан-Джованни Кризостомо", Венеция). В 1768 участвовал под рук. Б. Галуппи в пост. Его оперы "Покинутая Дидона" в Петербурге. С 1769 приобрёл известность в Италии. Пел в Венеции, Палермо, Неаполе (в операх..

Дополнительный поиск Пакистанская музыка Пакистанская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пакистанская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пакистанская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 19 символа