Пауза

119

(от греч. Pausis - прекращение, остановка. Лат. Silentium или pausa, итал. Pausa, франц. Silence или pause, англ. Silence или rest) - длящийся определённое время перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов муз. Произведения, а также нотный знак, обозначающий этот перерыв в звучании. В крупных инстр. Сочинениях, ансамблях, хорах и в оперных массовых сценах общий перерыв звучания называется генеральной паузой.Понятие П. Представлено уже в античной муз. Теории, к-рая рассматривала все неправильные стихотворные строки как укороченные паузами правильные. П. Обозначалась знаком ^ (с дополнит. Знаками для более долгих пауз). Были известны и П., нарушающие определённый метр. В невменной (см. Невмы) и хоральной нотации знаков П.

Не существовало, однако на определённом этапе развития хоральной нотации грани частей мелодии стали обозначаться разделительной чертой. С возникновением многоголосия эта черта стала знаком короткой паузы неопределённой длины. Дифференцированное по длительности обозначение пауз принесла с собой мензуральная нотация. Ещё в ранний её период (12-13 вв.) для всех употреблявшихся нотных длительностей были введены соответствующие знаки П. Pausa longa perfecta (трёхдольная), pausa longa imperfecta (двухдольная), pausa brevis и semipausa, равная semibrevis. Начертания нек-рых из них впоследствии претерпели изменения.С введением более мелких нот - minima, semiminima, fusa и semifusa - знаки П., равные их долготе, были заимствованы из табулатурной системы.В 16 в.

Система обозначений пауз приобрела следующий вид:Паузы мензуральной нотации.В совр. Нотном письме употребляются П. Целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая, шестьдесятчетвёртая и изредка - бревис, по длительности равная двум целым нотам. Для увеличения длительности П. На 1/2, 1/2 + 1/4, 1/2 + 1/4 + 1/8 и т. Д., как и для увеличения длительности ноты, применяются точки. Пауза в целый такт, независимо от его размера, обозначается знаком П., равной целой ноте. П. В 2-4 такта обозначаются с помощью заимствованных из мензуральной нотации знаков, П., равные большему числу тактов,- через последования этих знаков или же с помощью особых знаков протяжённой паузы с проставленными над ними цифрами соответственно числу тактов паузы.Паузы современной нотации.Если первоначально П.

По преимуществу обозначали членение мелодич. Голоса, постепенно они начали применяться и внутри мелодич. Образований, став важным выразит. Средством. Как указывал X. Риман, такая пауза имеет не "нулевое", а "отрицательное" значение, существенно влияя на выразительность предшествующих и последующих муз. Построений. Примерами выразит. Пауз могут служить многие образцы классич. Музыки, напр. "тема судьбы" из 1-й части 5-й симфонии Бетховена, где П. Углубляет драматич. Характер музыки, или мелодия романса "Средь шумного бала" Чайковского, где оттенок взволнованного прерывистого дыхания во многом связан с использованием пауз. См. Мензуральная нотация, Ритм.В др.-рус. Муз. Теории в период перехода от крюковой нотации к квадратной существовала своя система обозначения пауз.

Една - целая, ес (или эс) - половинная, полъес (полъэс)- четвертная, сеп или сема - восьмая. Друга - два такта. Третья - три такта, чварта - четыре такта и т. Д.Литература. Дилецкий H., Мусикийская грамматика, (СПБ), 1910. Riemann H., Musikalische Dynamik und Дgogik, Hamb., 1884. Его же, System der musikalischen Rhythmik und Metrik, Lpz., 1903. Lissa Z., Die Дsthetischen Funktionen der Stille und Pause in der Musik, "StMw", 1962, Jahrg. 25.В. А. Вахромеев..

Значения в других словарях
Патти

(Patti) - итал. Певицы (колоратурное сопрано), сёстры. Их отец Сальваторе П. (1800-69) и мать Катерина Кьеза П.-Барилли (ум. 1870) были певцами.Аделина П. (19 II 1843, Мадрид - 27 IX 1919, Крейг-ай-Ноз, Уэльс, похоронена в Париже). Уже с 7 лет выступала на конц. Эстраде, исполняя арии из классич. Опер. Ребёнком успешно гастролировала во мн. Городах США, где жила семья. Муз. Образование получила под рук. М. Стракоша (впоследствии её антрепренёр). В 1859 дебютировала на оперной сцене в Нью-Йорке (..

Паттиера Т.

(Pattiera) Тино (Мартино) (27 VI 1890, Кавтат, близ Дубровника - 25 IV 1966, там же) - хорв. Певец (тенор). Учился в Загребе и Вене. Дебютировал в 1913 в Дрездене (партия Манрико). Был ведущим солистом в оперных т-рах Дрездена, Вены, Праги, пел в Берлинской гос. Опере. Выступал в крупнейших т-рах стран Европы и США. С 1950 профессор Академии музыки и сценич. Иск-ва в Вене. В репертуаре партии лирич. И драм. Характера. Исполнение П. Отличалось совершенством вок. Техники. Среди партий - Тангейзер,..

Паулаускас Э. С.

Эугениус Стасевич (р. 6 IX 1927, Шяуляй) - сов. Скрипач и педагог. Нар. Арт. Литов. ССР (1974). Чл. КПСС с 1953. В 1949 окончил Литов. Консерваторию у Я. Таргонского. В 1947-78 и с 1981 участник (1-я скрипка) Литов. Струн. Квартета, получившего 2-е пр. На междунар. Конкурсах им. Й. Гайдна (Будапешт, 1959) и в Льеже (1964). Гастролирует за рубежом. С 1951 преподаёт в Литов. Консерватории (с 1975 профессор). Гос. Пр. Литов. ССР (1965.. ..

Паулс Р. В.

Раймонд Волдемарович (р. 12 I 1936, Рига) - сов. Композитор, пианист и дирижёр. Нар. Арт. Латв. ССР (1976). Окончил Латв. Консерваторию но классу фп. У Г. Брауна (1958), обучался композиции под рук. Я. А. Иванова там же (1962-65). В 1964-71 худ. Рук., пианист и дирижёр Рижского эстр. Оркестра, с 1973 рук. Ансамбля "Модо", с 1978 гл. Муз. Режиссёр и дирижёр Латв. Телевидения и радио. Много работает в области джаза. Его джазовым композициям и эстр. Песням свойственны яркая образность, острая динам..

Дополнительный поиск Пауза Пауза

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пауза" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пауза, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа