Пашкевич В. А.

85

Василий Алексеевич (ок. 1742 - 9(20) III 1797, Петербург) - рус. Композитор, скрипач, дирижёр. С 1756 пел в придв. Хоре, где, вероятно, и получил муз. Образование. С 1763 скрипач оркестра бальной музыки в Петербурге, позже - первого придв. Оркестра. Получив в 1783 звание камер-музыканта, был назначен на должность концертмейстера оркестра бальной музыки, имел также титул "большого певчего" Придв. Капеллы (исполнял обязанности учителя пения и помощника регента). В 1773-74 состоял учителем пения в Академии художеств, в 1780-83 руководил оркестром "Вольного российского театра" К. Книпера. В 1796 уволен в отставку без назначения пенсии. П.- один из крупнейших рус. Композиторов 18 в., его творчество сыграло большую роль в формировании и развитии рус.

Нац. Оперы. Написал оперы "Несчастье от кареты" (1779), "Скупой" (ок. 1782. Обе на либр. Я. Б. Княжнина), "Тунисский паша" (1783, либр. М. А. Матинского), "Февей" (1786, либр. Екатерины II), "Федул с детьми" (1791, совм. С В. Мартин-и-Солером, либр. Её же), "Санктпетербургский гостиный двор, или Как поживёшь, так и прослывёшь" (2-я ред., 1792, либр. Матинского, к-рому без оснований приписывалась и музыка несохранившейся 1-й ред., 1782). Совм. С Дж. Сарти и К. Каноббио П. Создал музыку к пьесе Екатерины II "Начальное управление Олега" (1790). Писал также церк. Музыку (его 5 хор. Концертов, указанные в каталогах муз. Изд-в Г. Н. Рейнсдорпа и К. Ленгольда, А. Карцелли, не сохранились).Композитору присущи мелодич. Изобретательность, дар метких и острых характеристик, мастерство ансамблевого письма.

Удачно воспроизводя в вок. Партиях речевые интонации, П. Предвосхитил принципы, характерные впоследствии для творч. Метода А. С. Даргомыжского и М. П. Мусоргского. Ему удавалось достигнуть реалистич. Обрисовки персонажей и жанрового фона действия. Уникальными для своего времени были большой монолог Скрягина из оперы "Скупой", основанный на аккомпанированном речитативе, секстет из оперы "Как поживёшь, так и прослывёшь", построенный на выкриках торговцев, расхваливающих свой товар. В сцене девичника из той же оперы, нек-рых сценах "Февея", в музыке к "Начальному управлению Олега" П. Чутко воссоздаёт мелодич. Строй рус. Нар. Песни. Важную драматургич. Роль выполняет тщательно разработанная, подвижная орк. Фактура. Среди опер П. Выделяется "Несчастье от кареты", приближающаяся по характеру к чувствит.

Драме. Но дарованию композитора ближе сфера комедийных образов, иногда граничащих с пародией, гротеском. Лучшие из опер П. Пользовались большой популярностью, они шли на сценах мн. Городов России до сер. 19 в.Издания сочинений. "Февей", клавир, перелож. И. Прача, СПБ, 1789 (переизд. П. И. Юргенсоном, 1895), "Начальное управление Олега", партитура, СПБ, 1791 (клавир изд. П. И. Юргенсоном, 1895), "Федул с детьми", клавир, СПБ, 1895, "Скупой", партитура, перелож. Для фп. И исследование Е. Левашева, в серии. Памятники русского музыкального искусства, вып. 4, М., 1973.Литература. Рабинович А. С, Русская опера до Глинки, М., 1948, с. 105-15. Бокщанина E. A., О народности музыкального языка и особенности драматургии оперы М. Матинского "Санкт-Петербургский гостиный двор", Труды Гос.

Музыкально-педагогического ин-та им. Гнесиных, вып. 1, 1959. Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, с. 300-24.Ю. В. Келдыш..

Значения в других словарях
Пачини Д.

(Pacini) Джованни (17 II 1796, Катания - 6 XII 1867, Пеша, Пистойя) - итал. Композитор. Учился в Болонье у Л. Маркези (пение) и С. Маттеи (контрапункт) и в Венеции у Б. Фурланетто (композиция). Рано выступил как театр. Композитор (опера-фарс "Аннета и Лучиндо", 1813, Милан). Среди лучших опер П. -"Сафо" (1840), "Медея" (1843). Ему принадлежит неск. Теоретич. Работ, в т. Ч. "О самобытности итальянской оперной музыки XVIII века" (1841), "Очерки о музыке и контрапункте" (1864), кн. "Мои артистическ..

Пачкория К. Н.

Кирилл Несторович (10 (22) V 1866, с. Лиа, ныне Цаленджихского р-на - 28 II 1957, Тбилиси) - груз. Сов. Хоровой дирижёр и фольклорист. Засл. Деят. Иск-в Груз. ССР (1946). Спец. Муз. Образования не получил. Пел в хоре под рук. А. Мегрелидзе (1903-07). В 1908 организовал хор. Коллектив в Гудауте, выступал с ним в Зап. Грузии. С 1911 солист хора под упр. Д. Лолуа, с 1924 - его рук. (хору присвоено имя Лолуа). В 1927, 1930 и 1934 гастролировал с хором в Москве, Ленинграде и Харькове (коллектив получ..

Пащенко А. Ф.

Андрей Филиппович (3 (15) VIII 1883, Ростов-на-Дону - 16 XI 1972, Москва) - сов. Композитор. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1957). В 1917 окончил Петрогр. Консерваторию по классу композиции у М. О. Штейнберга. В 1911-17 зав. Муз. Б-кой Придв. Оркестра, в 1917-21 зав. Муз. Б-кой Гос. Оркестра, в 1921-31 зав. Муз. Б-кой Ленингр. Филармонии. С 1961 жил в Москве. В творчестве П. Опирался на традиции муз. Классики 19 в. Автор многочисл. Произв. Разных жанров, в т. Ч. Крупных симфонических. Один из первых р..

Паэр Ф.

(Раеr) Фердинандо (1 VI 1771, Парма - 3 V 1839, там же) - итал. Композитор и дирижёр. Чл. Ин-та Франции (1831). Занимался у Г. Гиретти и Ф. Фортунати в Парме, где была написана его первая опера "Орфей и Эвридика" (1791). Большую часть жизни провёл за границей. С 1797 - в Вене, Праге, в 1802-07 дирижировал придв. Капеллой в Дрездене. Мн. Годы работал в Париже, был придв. Капельмейстером (с 1807), дирижёром т-ров "Опера комик" и "Театр Итальен" (1812-27), руководителем корол. Камерной музыки (с 18..

Дополнительный поиск Пашкевич В. А. Пашкевич В. А.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пашкевич В. А." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пашкевич В. А., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 14 символа