Пендерецкий К.

105

(Penderecki) Кшиштоф (р. 25 XI 1933, Дембица) - польский композитор. Учился композиции у Ф. Сколышевского, А. Малявского и С. Веховича в Гос. Высшей школе музыки в Кракове, где преподаёт композицию (с 1959. С 1972 ректор). Одноврем. Преподаёт в Эссене (ФРГ). П. - крупнейший деятель совр. Польск. Композиторской школы. Экспериментируя в области звуковой колористики, соноризма, стремится получить особые эффекты звучания. Занимается поисками необычных средств выразительности - применяет разнообразные шумовые эффекты, ритмич. Декламацию (в работе с т. Н. Речевыми хорами особое значение придаёт артикуляции, динамике, тембрам), по-новому использует традиционные муз. Инструменты (насыщает партитуры ударными, особенно в соч. Для джаза). Б. Ч. Его произв.

Составляет (с 1959) культовая католич. Музыка, к-рой он придаёт нарочито архаич. Характер - использует элементы григорианского пения и более древних церк. Песнопений. В симф. Произв. Расширяет возможности оркестра, находит новые краски, соединяя струнные и ударные, пользуясь сочетаниями крайних регистров в одной группе инструментов. Виртуозные в технич. Отношении произв. П. Отличаются яркой экспрессией.Сочинения. Опера - Дьяволы из Лаудина (Diably z Loudun, по О. Хаксли, 1969, Гамбург). Для солистов, хора и орк. - оратория Dies irae (памяти жертв Освенцима. Со смеш. Хором, 1967), Страсти по Луке (Passio et mors Domini nostri Jesu Christi, secundum Lucam. С хором мальчиков, 1965), Заутреня (Jutrznia. С хором мальчиков и смешанным, 1972).

Для орк. - Плач по жертвам Хиросимы (Tren pamieзi ofiar Hiroszimy, для 52 инструментов, 1960), Преломления (Anaklasis, для ансамбля ударных и струн. Орк., 1960), Полиморфия (Pollmorphle, для 48 струнных, 1961), Канон для струн. Орк. И магнитофонной ленты (1962), О природе звука I и II (De natura sonoris, 1966, 1970). Эманации (Emanacje, для 2 струн. Орк., 1959). Каприччо для скр. С орк. (1967). Партита для клавесина, электрогитары, контрабаса и камерного орк. (1972). Действия (Actions, для джазового ансамбля, 1971). Соч. Для разл. Инстр. И фп. Хоры - Песня песней (Canticum canticorum, с орк., 1973), Псалмы Давида (Psalmy Dawida, для смешанного хора и ударных, 1958), Измерения времени и тишины (Wymiary cza-zu i ciszy, для смешанного хора из 40 чел.

И камерного ансамбля 1961), для 3 смешанных хоров - Stabat mater (a cappella, 1962). Строфы (Strofy, для сопрано, чтеца и 10 инструментов, 1959), 8-я эклога (по Горацию, для 3 теноров и 3 басов, 1972). Музыка к спектаклям драм. Т-ра (ок. 50 пост.) и кинофильмам.Литература. Hanuszewska M., Schдffer В., Almanach polskich kompozytorуw wspуlczesnych, Kr., 1966. Lisiсki K., Szkice о К. Pendereckim, Warsz., 1973.З. Лucca.

Значения в других словарях
Пелишек П.

Панка (р. 25 V 1899, София) - болг. Пианистка и педагог. Нар. Арт. НРБ (1974). Герой Социалистич. Труда (1979). Окончила Академию музыки и сценич. Иск-ва в Вене у И. Гофмана (1923). С 1925 преподаватель, с 1930 профессор Муз. Академии в Софии. Среди её учеников - лауреаты нац. И междунар. Муз. Конкурсов В. Янков, О. Либих, М. Моллова, а также мн. Педагоги.. ..

Пелог

(яванское pelog) - наряду со слендро один из осн. Звукорядов музыки островов Ява и Бали (Индонезия). Состоит из 7 ступеней, носящих назв. Penung-gul, gulu, dada, pelog, lima, nem, barang, penung-gulalit. Интервалы между смежными звуками различны и составляют последовательно 120, 150, 270, 130, 115, 165 и 250 центов. Слушателем, привыкшим к равномерно-темперированному строю, эти интервалы воспринимаются как близкие к малой и большой секундам и к большой терции. На практике применяются лишь 5-ступ..

Пение

Вокальное искусство, - иск-во передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание муз. Произведения, один из древнейших видов муз. Исполнительства. П. Может быть со словами или без слов (см. Вокализация). Оно бывает сольным (одноголосным), ансамблевым (на два голоса - дуэт, на три - трио, на четыре - квартет и т. П.) и хоровым. Обычно П. Сопровождается инстр. Аккомпанементом, но может осуществляться и без него - a cappella. Осн. Жанры П. В классич. Музыке - оперное П., связанное с..

Пенкель Б.

(Pekiel, Peckel) Бартоломей (г. Рожд. Неизв. - ок. 1670, Краков) - польский композитор, дирижёр, органист. Служил придв. Музыкантом в Варшаве. В 1633-37 органист корол. Капеллы, с 1641 также помощник капельмейстера, в 1649-55 гл. Капельмейстер, одноврем. Руководил хором мальчиков капеллы. С 1658 до конца жизни возглавлял вок.-инстр. Капеллу в Вавельском соборе в Кракове. Автор первой польской кантаты-оратории "Слушайте, смертные!" ("Audite Mortales", 2 ч., сюжет осн. На легенде о Страшном суде)...

Дополнительный поиск Пендерецкий К. Пендерецкий К.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пендерецкий К." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пендерецкий К., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 14 символа