Перголези Д. Б.

92

Перголезе (Pergolesi, Pergolese) (наст. Фам.- Драги, Draghi. Псевд.- по городу, где жили предки П.) Джованни Баттиста (4 I 1710, Ези, пров. Анкона - 17 III 1736, Поццуоли, близ Неаполя) - итал. Композитор. Учился в одной из консерваторий Неаполя (среди учителей - комп. Г. Греко, Ф. Дуранте, Ф. Фео). В 1731 была пост. Первая опера-сериа П. "Салюстия" (т-р "Сан-Бартоломео", Неаполь). П. Писал оперы-сериа, оратории, музыку к диалектальным комедиям (на неаполитанском диалекте) и комич. Интермедиям, вставлявшимся между актами опер-сериа (они впоследствии исполнялись как самостоят. Небольшие комич. Оперы). В 1733 им создана опера-сериа "Гордый пленник" (с интермедиями "Служанка-госпожа"), в 1734 - "Адриан в Сирии" (с интермедиями "Ливьетта и Траколло").

Выдающийся представитель неаполитанской оперной школы, П. Преобразил оперный стиль не столько в рамках традиц. Оперы-сериа, сколько в новом жанре оперы-буффа, первым классиком к-рой он является. "Служанка-госпожа" - лучшая и известнейшая опера-буффа P., она открывает историю нового жанра. По своему типажу и развитию комедийного сюжета этот жанр первоначально был близок итал. Комедии дель арте и в большой мере противостоял условным историко-легендарным сюжетам и героям оперы-сериа. Новым был муз. Стиль оперы-буффа у П. Он отказался от виртуозного пения, "концертности" традиц. Неаполитанской оперы и создал оживлённые, действенные, жанрово-характерные буффонные арии и ансамбли с чертами бытовой песенности. "Служанка-госпожа" послужила образцом нового, более жизненного и демократич.

Оперного иск-ва и за пределами Италии. Она стимулировала начало "войны буффонов" в Париже (1752). Черты нового проявились и в др. Соч. П. (в трио-сонатах, в оперных увертюрах), предвосхитивших глубокий стилевой перелом в иск-ве сер. 18 в. Среди многочисл. Духовных произв. П. Выделяется Stabat mater (для сопрано, альта, струн. Квартета и органа, 1735). Благодаря лирич. Проникновенности, гармонич. Ясности, даже интимности общего склада (камерный состав исполнителей) это произв. Получило мировое признание. Творч. Личность П. Отличается не только редкой яркостью, но и удивительной цельностью. За короткую творческую жизнь он наметил новые пути для всех жанров, к которым обращался. И. Ф. Стравинский написал на муз. Темы П. Балет (с пением) "Пульчинелла" (1919, пост.

1920).Сочинения. Оперы - св. 10 опер-сериа, в т. Ч. Гордый пленник (Il prigionier superbo, с интермедиями Служанка-госпожа, La serva padrona, 1733, т-р "Сан-Бартоломео", Неаполь), Олимпиада (L'Ollmpiade, 1735, "Театр Тординона", Рим), оперы-буффа, в т. Ч. Влюблённый монах (Lo frate' imamorato, 1732, т-р "Фьорентини", Неаполь), Фламинио (1735, там же). Оратории, кантаты, мессы и др. Духовные соч., концерты, трио-сонаты, арии, дуэты.Собрания сочинений. Rйcente l'edizlone dell'Opera omnia, v. 1-25 (также 2 тома без номеров), Roma, 1936-42.Литература. Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934. Sсheri11о M., Storia letteraria dell'opera buffa napolitana dйlie origini al principio del secolo XIX, Napoli, 1883, L'opera buffa napoletana durante il settecento..., (Mil., 1917).

D'Arienzo N., Die Entstehung der komischen Oper, Lpz., 1902. Radiciotti G G. B. Pergolesi. Vita, opere ed influenza su l'arte, Roma, 1910. Fede1i V., Un'opera sconosciuta di Pergolesi?, Novara, 1910. Subira J., Giovanni Battista Pergolesi y la serva padrona, Madrid, 1922. Della Corte A., L opera comica italiana nel 700, v. 1, Bari, 1923. Его жe, Pergolesi, con citazioni musicali, Torino. (1936). Sсh1itzer F., G. B. Pergolesi, Turino, 1940. Luсiani S. A., G. В. Pergolesi, 1710-1736. Note e documenti..., Sienna, 1942. Damerini A., Lo "Stabat Mater" di Pergolesi in una rara trascrizione di Paisiello Firenze, 1953. Margadonna M., Pergolesi, (Mil., 1961).T. H. Ливанова..

Значения в других словарях
Перальта А.

(Peralta) VII Анхела (6 VII 1845 -30 VIII 1883) - мексиканская певица (колоратурное сопрано). Дебютировала в 1860 в Большом нац. Т-ре в Мехико. В 1862-65 гастролировала в Европе. Особый успех имела в Италии (в репертуаре гл. Партии из опер В. Беллини, Дж. Верди, Г. Доницетти). П.- первая мекс. Певица, получившая междунар. Известность. Организовала собств. Оперную труппу в Мехико, с к-рой гастролировала в Мексике, исполняя лучшие соч. Зап.-европ. Классиков (гл. Обр. Итал. И франц.). Партии. Норма..

Пергамент Р. С.

Рувим Самуилович (30 VIII (12 IX) 1906, Петрозаводск - 6 III 1965, там же) - сов. Композитор, нар. Арт. Карел. АССР (1959). Депутат Верх. Совета Карело-Финской ССР 1-го созыва. В 1926 окончил Ленингр. Консерваторию. В 1926-34 дирижёр и композитор Петрозаводского т-ра драмы, работал на Радио. В 1939-48 пред. Правления CK Карело-Финской ССР.Сочинения. Оперы - Кумоха (по мотивам карел. Сказок, 1-я ред. 1946. Конц. Исп. 1949. 2-я ред. 1959, Петрозаводск), Три брата (соч. 1948). Вок.-симф. Произв. - ..

Передувание

Способ извлечения различных по высоте звуков на духовых муз. Инструментах без помощи игровых отверстий, клапанов или вентилей. У медных мундштучных инструментов П.- осн. Принцип звукоизвлечения, у деревянных - используется при извлечении звуков во 2-й и 3-й октавах их диапазона. При П. Музыкант, не меняя положения пальцев, резко увеличивает силу выдоха и напряжение губ, в результате чего столб воздуха, заключённый в канале ствола, делится на самостоят. Части, звучащие выше осн. Тона инструмента,..

Переложение

См. Аранжировка.. ..

Дополнительный поиск Перголези Д. Б. Перголези Д. Б.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Перголези Д. Б." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Перголези Д. Б., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 15 символа