Полонез
(франц. Polonaise, от polonais - польский) - польский танец. Развивался на основе нар. Танца-шествия степенного, торжественного характера. В нар. Быту П. Был яетырёхдольным, исполнялся на сельских праздниках, к-рые открывались медленным, "пешим" (chodzony) танцем, а также во время возвращения крестьян с полевых работ. Сопровождался небольшим инстр. Ансамблем, иногда состоявшим только из скрипачей. В шляхетской среде П. Танцевали мужчины, придававшие ему воинственный характер. В процессе эволюции П. Стал трёхдольным, в танце начали принимать участие и женщины. Наиболее распространённая ритмич. Фигура П. На её основе построены мн. П. Польских композиторов, а также П., к-рым открывается 2-й акт оперы "Иван Сусанин". А. Мицкевич в 12-й книге эпопеи "Пан Тадеуш" поэтично описал П.
Как нац. "танец-шествие", создав романтич. Образ уходящего в прошлое рыцарства. Рыцарские черты этого танца подчеркнул и Э. Т. А. Гофман в статье-рецензии "Двенадцать полонезов для фортепиано графа Огиньского".П. Сыграл огромную роль в формировании нац. Черт польской проф. Музыки. В операх Ю. Эльснера утвердился новый тип увертюры, в к-рой за медленным вступлением следовала быстрая часть, по характеру представляющая собой один из польских танцев. В опере "Лешек Белый" (1809) такая часть обозначена "Alla polacca". В этой же опере встречается и ария-П., в опере "Ягелло в Тенчине" (1819) так же именуются вок. Квартет и каватина Анны. Определение "Tempo di Polacca" применено и в операх "Шарлатан, или Воскрешение мёртвых" (1813) и "Награда" (1815) Курпиньского и в др.
Оперных, а также инстр. Произв. Предшественников и старших современников Ф. Шопена, в частности в орк. Полонезах К. Курпиньского (издавались в Варшаве и Лейпциге). В дошопеновское время появились и транскрипции из опер заруб. Композиторов, написанные в характере П., т. Е. С присущими ему чертами танца-шествия (напр., орк. Полонезы Эльснера на темы из "Лодоиски" Крейцера и "Водовоза" Керубини). Период романтизма характеризуется насыщением П. Чертами поэмности, расширившими его эмоциональный диапазон и определявшимися ещё в предромантич. Период (в 90-х гг. 18 в.), когда были созданы первые полонезы М. К. Огиньского (самый ранний из них - полонез B-dur - не сохранился). Выходя за рамки торжеств. Шествия, П. Постепенно приобретал элегич.
Черты, насыщался лиризмом, драматизмом, даже трагизмом, обусловленным трудной судьбой польского народа в период разделов страны.Огиньский в "Письмах о музыке" называл эти пьесы "Полонезами не для танца". Это определение может быть отнесено и к многочисл. П. Комп. М. Шимановской, Ф. Островского, К. Липиньского и др. Классич. Вершиной развития П. Остаются произв. Шопена, к-рые отличаются эмоциональным богатством, в полной мере определившим дальнейший путь развития П. От танца к романтич. Поэме. К жанру П. Обращались С. Монюшко, Ю. Зарембский, З. Носковский и др. П. Писали и композиторы др. Стран. Известны полонезы И. С. Баха, В. А. Моцарта (2-я часть фп. Сонаты D-dur, K.-V. 284). "Блестящие П." для фп. (1808, 1819) создал К. Вебер. Рус. Композиторы, начиная с предшественников М.
И. Глинки, внесли большой вклад в развитие жанра П., с к-рым рус. Общественность познакомилась уже в кон. 18 в. В частности, в России получили известность инстр. И хор. Полонезы Ю. Козловского. Один из них - "Гром победы раздавайся..." (упоминаемый А. С. Пушкиным в "Дубровском") нек-рое время исполнялся в качестве офиц. Рус. Гимна. Особенную популярность в России завоевали полонезы Огиньского, издававшиеся под разл. Названиями, исходившими от издателей. Жанр получил своеобразное развитие в операх рус. Композиторов ("Иван Сусанин", "Евгений Онегин". "Пан воевода" Римского-Корсакова). Широко известен фп. Полонез А. Н. Скрябина (1897). Орк. П. Писал А. К. Лядов - один из П. Композитор Литература. Пасхалов Вяч., Шопен и польская народная музыка, Л.- М., 1949.
Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1-3, М., 1954-72. Lobaczewska S., La culture musicale en Pologne au dйbut du XIX siиcle et les relations avec la musique de Chopin, в кн. The book of the first international musicological congress devoted to the works of Frederick Chopin, Warsz., 1966. Burhardt St., Polonez. Katalog tematyczny, 1792-1830, Kr., 1976. И. Ф. Бэлза..
Дополнительный поиск Полонез
На нашем сайте Вы найдете значение "Полонез" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Полонез, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 7 символа