Полонез

266

(франц. Polonaise, от polonais - польский) - польский танец. Развивался на основе нар. Танца-шествия степенного, торжественного характера. В нар. Быту П. Был яетырёхдольным, исполнялся на сельских праздниках, к-рые открывались медленным, "пешим" (chodzony) танцем, а также во время возвращения крестьян с полевых работ. Сопровождался небольшим инстр. Ансамблем, иногда состоявшим только из скрипачей. В шляхетской среде П. Танцевали мужчины, придававшие ему воинственный характер. В процессе эволюции П. Стал трёхдольным, в танце начали принимать участие и женщины. Наиболее распространённая ритмич. Фигура П. На её основе построены мн. П. Польских композиторов, а также П., к-рым открывается 2-й акт оперы "Иван Сусанин". А. Мицкевич в 12-й книге эпопеи "Пан Тадеуш" поэтично описал П.

Как нац. "танец-шествие", создав романтич. Образ уходящего в прошлое рыцарства. Рыцарские черты этого танца подчеркнул и Э. Т. А. Гофман в статье-рецензии "Двенадцать полонезов для фортепиано графа Огиньского".П. Сыграл огромную роль в формировании нац. Черт польской проф. Музыки. В операх Ю. Эльснера утвердился новый тип увертюры, в к-рой за медленным вступлением следовала быстрая часть, по характеру представляющая собой один из польских танцев. В опере "Лешек Белый" (1809) такая часть обозначена "Alla polacca". В этой же опере встречается и ария-П., в опере "Ягелло в Тенчине" (1819) так же именуются вок. Квартет и каватина Анны. Определение "Tempo di Polacca" применено и в операх "Шарлатан, или Воскрешение мёртвых" (1813) и "Награда" (1815) Курпиньского и в др.

Оперных, а также инстр. Произв. Предшественников и старших современников Ф. Шопена, в частности в орк. Полонезах К. Курпиньского (издавались в Варшаве и Лейпциге). В дошопеновское время появились и транскрипции из опер заруб. Композиторов, написанные в характере П., т. Е. С присущими ему чертами танца-шествия (напр., орк. Полонезы Эльснера на темы из "Лодоиски" Крейцера и "Водовоза" Керубини). Период романтизма характеризуется насыщением П. Чертами поэмности, расширившими его эмоциональный диапазон и определявшимися ещё в предромантич. Период (в 90-х гг. 18 в.), когда были созданы первые полонезы М. К. Огиньского (самый ранний из них - полонез B-dur - не сохранился). Выходя за рамки торжеств. Шествия, П. Постепенно приобретал элегич.

Черты, насыщался лиризмом, драматизмом, даже трагизмом, обусловленным трудной судьбой польского народа в период разделов страны.Огиньский в "Письмах о музыке" называл эти пьесы "Полонезами не для танца". Это определение может быть отнесено и к многочисл. П. Комп. М. Шимановской, Ф. Островского, К. Липиньского и др. Классич. Вершиной развития П. Остаются произв. Шопена, к-рые отличаются эмоциональным богатством, в полной мере определившим дальнейший путь развития П. От танца к романтич. Поэме. К жанру П. Обращались С. Монюшко, Ю. Зарембский, З. Носковский и др. П. Писали и композиторы др. Стран. Известны полонезы И. С. Баха, В. А. Моцарта (2-я часть фп. Сонаты D-dur, K.-V. 284). "Блестящие П." для фп. (1808, 1819) создал К. Вебер. Рус. Композиторы, начиная с предшественников М.

И. Глинки, внесли большой вклад в развитие жанра П., с к-рым рус. Общественность познакомилась уже в кон. 18 в. В частности, в России получили известность инстр. И хор. Полонезы Ю. Козловского. Один из них - "Гром победы раздавайся..." (упоминаемый А. С. Пушкиным в "Дубровском") нек-рое время исполнялся в качестве офиц. Рус. Гимна. Особенную популярность в России завоевали полонезы Огиньского, издававшиеся под разл. Названиями, исходившими от издателей. Жанр получил своеобразное развитие в операх рус. Композиторов ("Иван Сусанин", "Евгений Онегин". "Пан воевода" Римского-Корсакова). Широко известен фп. Полонез А. Н. Скрябина (1897). Орк. П. Писал А. К. Лядов - один из П. Композитор Литература. Пасхалов Вяч., Шопен и польская народная музыка, Л.- М., 1949.

Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1-3, М., 1954-72. Lobaczewska S., La culture musicale en Pologne au dйbut du XIX siиcle et les relations avec la musique de Chopin, в кн. The book of the first international musicological congress devoted to the works of Frederick Chopin, Warsz., 1966. Burhardt St., Polonez. Katalog tematyczny, 1792-1830, Kr., 1976. И. Ф. Бэлза..

Значения в других словарях
Половинная каденция

Половинный каданс, полукаданс, - каденционное исследование гармоний, завершающееся не тоникой, а доминантой (или субдоминантой). Как бы не доведённый до конца функциональный кругооборот (см. Каденция 1).Название "П. К." указывает на неполноту заключит. Действия, свойственную этому виду каденций. Наиболее распространённые виды классич. П. К. I-V, IV-V, VI-V, II-V. В П. К. Могут входить и нек-рые побочные доминанты, альтерированные гармонии.Изредка встречается и плагальная П. К. С остановкой на S ..

Поломаренко И. А.

Иван Александрович (19 (31) X 1876, Киев - г. Смерти неизв.) - рус. Арфист. С 9 лет пел в хоре и обучался игре на арфе в уч. Классах при Придв. Певч. Капелле у А. Г. Цабеля (занимался также у Ф. Шоллара). Играл в симф. Оркестре Преображенского полка. В 1897-1917 артист оркестра графа А. Д. Шереметева, с 1919 - оркестра Ленингр. Малого оперного т-ра. Автор ряда пьес для арфы, в т.ч. "Колыбельной" (на рус. Тему), фантазии "Баян" (на мотивы из оперы "Руслан и Людмила"). Ему принадлежит монография "..

Полотай М. А.

Михаил Афанасьевич (р. 23 V (4 VI) 1897, с. Стольное Черниговской обл., ныне Менской р-н) - сов. Кобзарь и муз. Этнограф. В 1927 окончил Киевскую консерваторию по классу пения. В 1922-30 выступал в составе Укр. Художеств. Капеллы кобзарей (с 1935 - Гос. Капелла бандуристов УССР), с 1924 её художеств. Руководитель. Принимал участие в создании класса бандуры в Киевской консерватории. П. - один из видных сов. Исполнителей классич. Кобзарских дум, исследователь и пропагандист иск-ва кобзарей-бандури..

Полска

(швед. Polska) - швед. Нар. Танец польского происхождения, в трёхдольном или двудольном метре, по ритму близкий мазурке. В Швеции известен с кон. 16 в. Как крестьянский танец. С нач. 18 в. Стал популярным в высших кругах общества. Как бальный танец в 19 в. Был вытеснен вальсом, но остался одним из любимых танцев деревенских жителей. Известная П. "Nдckans" использована в операх "Холм эльфов" Кулау и "Гамлет" Тома.. ..

Дополнительный поиск Полонез Полонез

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Полонез" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Полонез, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 7 символа