Пометы

171

Киноварные пометы, пометки, подметки, зарембы, - буквенные обозначения высоты звуков в знаменной нотации (см. Крюки, Знаменный распев). Введены в 1-й пол. 17 в. По нек-рым сведениям, разработаны новгородским мастером Иваном Шайдуром. В основу системы П. Положено подразделение 12-ступенного церк. Звукоряда на четыре "согласия" (восходящие по большим секундам последования трёх звуков, повторяющиеся по чистым квартам вверх. G-a-h, c-d-e и т.д.). Исходным пунктом системы служит нижний тон второго снизу, "мрачного" согласия. Этот тон обозначался слав, буквами ("глаголь" и "наш". Сокр. "гораздо низко"). Буквенные обозначения получили и следующие по высоте ступени. II- (сокр. Слово "низко"), III- (буква "слово". Сокр. "средним гласом"), IV- (буква "мыслете".

Сокр. Слово "мрачно"), V- (буква "покой". Сокр. Слово "повыше"), VI - (буква "веди". Сокр. Слово "высоко"), VII- ("гораздо высоко"), VIII- ("покой" с точкой) и IX- ("веди" с точкой). Ступени, расположенные ниже "мрачного" согласия, обозначались ("глаголь наш с крыжем"), ("наш с крыжем") и ("цы"). П. Проставлялись киноварью слева от знамени. В партитурах троестрочия, где ради наглядности строки писали попеременно чернилами и киноварью, П. При чёрной нотации записывались киноварью, а при красной - чернилами. Наряду со степенными П., указывавшими высоту ступеней звукоряда, существовали также П. Указательные. (сокр. Слово "тихо") - замедление движения. (сокр. "борзо") - ускорение (в обоих случаях в два раза сравнительно с предшествующим темпом).

(сокр. "закинь") - ход на секунду вверх. (сокр. "ломи") - скачок на терцию вверх. (сокр. "ударка") - ход на секунду вниз. (сокр. "качка") - ход на секунду вниз и обратно. (сокр. "равно") - движение на одной высоте. С течением времени начертания ряда П. Стали отличаться от начертания соответств. Букв, видоизменяясь под влиянием скорописи. "борзо" (b вместо ), "тихая" , "ломка" , "качка" .Литература. Разумовский Д., Церковное пение в России, (вып. 1-3), М., 1867-69. Смоленский С., Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца, Казань, 1888. Металлов В., Азбука крюкового пения, М., 1899. Покровский A., Азбука крюкового пения, М., 1901. Калашников Л., Азбука церковного знаменного пения, К., 1908, 1910. Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в., т.

1, М.-Л., 1928. Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971. Бражников М., Древнерусская теория музыки, Л., 1972. Gardner J., Zum Problem des Tonleiter-Aufbaus im altrussischen Neumengesang, в сб. Musik des Ostens, (Bd) 2, Kassel, 1963. Gardner J., Koschmieder E., Ein handschriftliches Lehrbuch der altrussischen Neumenschrift, Tl 1-3, Mьnch., 1965-72.H. Д. Успенский..

Значения в других словарях
Помазанский И. А.

Иван Александрович (30 III (11 IV) 1848, Сквирский уезд Киевской губ., ныне Сквирский р-н Киевской обл. - 1918, Петроград) - рус. Арфист, дирижёр, композитор. В детстве пел в Придв. Певч. Капелле в Петербурге. В 1868 окончил Петерб. Консерваторию по классу арфы у А. Г. Цабеля. С этого же года солист балетного, затем оперного оркестров Мариинского т-ра, одноврем. (с 1872) хормейстер т-ра. Автор кантаты "Смерть Самсона", увертюры на рус. Темы, романсов на сл. А. В. Кольцова, М. Ю. Лермонтова, А. С..

Померанцев Ю. Н.

Юрий Николаевич (5 (17) IX 1878, Седлец, ныне Седльце, Польша - 28 V 1933, Париж) - рус. Композитор и дирижёр. С 1892 занимался композицией под рук. С. И. Танеева. В 1902 окончил Моск. Консерваторию по классу фп. У А. Н. Скрябина. В 1903-1905 учился дирижированию у А. Никиша в Лейпциге. Был секретарём дирекции Моск. Отделения РМО (до 1914). В 1909 дебютировал как дирижёр в Оперном театре Зимина, в 1910-18 дирижёр балета Большого т-ра. В 1919 уехал за границу. Выступал в концертах совм. С Н. К. М..

Поморский Н. Г.

Николай Григорьевич (1747-17 (29) III, по др. Данным, 4(16) X 1804) - рус. Скрипач, композитор, дирижёр и педагог. Сын Григория Михайловича П. (1721 - ок. 1795), камер-музыканта при дворах Елизаветы Петровны и Екатерины II. С детских лет обучался игре на скрипке. С 1763 служил при дворе (камер-музыкант и скрипач "первого оркестра"). Выступал также в концертах как солист. В 1767 вместе с танцовщиком Т. С. Бубликовым был направлен для совершенствования в Вену. С 1784 дирижёр, с 1789 репетитор (раз..

Пониридис Г.

(Ponnridns) Георгиос (р. 8 X 1892, Константинополь) - греч. Композитор и скрипач. Обучался в Брюссельской консерватории у Э. Изаи (скрипка) и П. Жильсона (композиция), затем у В. ДЭнди и А. Русселя (композиция) в "Схола канторум" в Париже (с 1919). С 1939 живёт в Греции. В 1954-1958 рук. Муз. Отдела Мин-ва просвещения.Сочинения. Муз. Трагедия Лазарус (1960). Балет Декамерон (по новеллам Дж. Боккаччо, 1934) и др. Для солистов, хора и орк. - кантата Кассиани на византийскую тему (1929), Шесть виз..

Дополнительный поиск Пометы Пометы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пометы" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пометы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа