Порпора Н. А. Д.

71

(Porpora) Никола Антонио Джачинто (17 VIII 1686, Неаполь - 3 III 1768, там же) - итал. Композитор, капельмейстер и вок. Педагог. Воспитывался в консерватории (приюте) "Деи повери ди Джезу Кристо" в Неаполе (ученик Г. Греко, О. Кампаниле). В 1708 в Неаполе была пост. Его первая опера "Агриппина" (т-р "Сан-Бартоломео"). До 1724 работал в этом же городе, был учителем пения в консерватории "Сант-Онофрио" (среди его учеников - певцы Каффарелли и Фаринелли). В 1726-55 жил в Венеции, Вене (здесь у него брал уроки Й. Гайдн), Лондоне (возглавлял оперный т-р, конкурировавший с т-ром, руководимым Г. Ф. Генделем), Дрездене (был придв. Капельмейстером). Возвратившись в Неаполь (1760), был капельмейстером кафедрального собора, а также директором консерватории "Сант-Онофрио".П.

- характерный представитель неаполитанской оперной школы. Его оперное творчество оказало существ, влияние на современников в Италии и за её пределами. П. Развивал сложившийся в его время тип итал. Оперы-сериа с её мифологич. И историко-легендарными сюжетами, трактованными весьма условно, господством сольного, зачастую виртуозного, пения.Сочинения. Оперы (св. 50), в т.ч. Василий - правитель Востока (Basilio, re d'Oriente, 1713, т-р "Фьорентини", Неаполь), Ариадна и Тесей (1714, Придв. Т-р, Вена), Береника - царица Египта, или Спор любви и политики (Berenice, regina d'Egeitto, overo Le gare di amore e di politica, 1718, Рим), Фемистокл (1718, Придв. Т-р, Вена), Аделаида (1723, Рим), Семирамида, ассирийская царица (Semiramide, regina dell'Assiria, 1724, т-р "Сан-Бартоломео", Неаполь), Гризельда (1724, Лейпциг), Покинутая Дидона (Didone abbandonata, 1725, Реджо-нель-Эмилия), Сифаче (1725, Герцогский т-р, Милан), Эций (1728, "Сан-Джованни Кризостомо", Венеция), Узнанная Семирамида (La Semiramide riconosciuta, 1729, там же), Тамерлан (1730, Турин), Митридат (1730, т-р "Капраника", Рим), Александр в Индии (Alessandro nelle Indie, 1730, Дрезден), Ариадна на Наксосе (Ariadne in Naxus, 1733, т-р "Линкольне Ин Филдс", Лондон), Триумф Камиллы (Il trionfo di Camilla, 1740, т-р "Сан-Карло", Неаполь).

Оратории, кантаты, мессы и др. Духовные произв. 6 камерных симфоний (Sinfonie de camera, L., 1736). 12 сонат для скр. (Sonate XII di violino, W., 1754). Пьесы для клавира и др.Литература. Kretzschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. Пер. - Кречмар Г., История оперы, Л., 1925). Walker F., A chronology of the life and works of Nicola Porpora, "Italian Studies", 1951, v. 6. Prota-Ciurleo U., Per una esatta biografia di Nicolo Porpora, "La Scala", 1957, gennaio.Т. H. Соловьёва..

Значения в других словарях
Попурри

(франц. Pot-pourri, букв. - смешанное блюдо, всякая всячина) - инстр. Пьеса, составленная из популярных мотивов оперы, оперетты, балета, из мелодий определённого композитора, из нар. Песен, танцев, маршей, муз. Номеров из кинофильмов и т.п. Эти мелодии в П. Не развиваются, но следуют одна за другой. Между отд. Мелодиями вводятся короткие связки, осуществляющие модуляции и тематич. Переключение. П. Получили распространение в 19 в., они создавались для разл. Инстр. Составов, чаще всего для эстр. И..

Порожек

Деталь смычковых и нек-рых щипковых муз. Инструментов, ограничивающая звучащую часть струны и поднимающая струну над грифом на требуемую высоту. Обычно делается из чёрного дерева. У щипковых и нек-рых старинных смычковых инструментов встречаются П. Из кости. П. Приклеивается к верхнему концу грифа у головки инструмента (верхний П.) или вклеивается в середину нижнего края деки, служа опорой для петли подгрифка (нижний П.). У инструментов массового производства, имеющих пластмассовый гриф, верхний..

Портатив

(нем. Portativ, букв. - переносный, от лат. Porto - ношу, переношу. Итал. Organetto, оrganino) - малый переносный орган с 1 мануалом объёмом до 24 клавиш. Трубы П. Обычно лабиальные, металлические, иногда деревянные. П., имевший только язычковые трубы, назывался регаль. Органист держал инструмент на колене или носил его на перевязи через плечо, на ходу играя правой рукой на клавиатуре, а левой накачивая воздух в мех. П. Был известен в антич. Греции и Византии. Получил широкое распространение в З..

Портер К.

(Porter) Коул (9 VI 1892, Перу, штат Индиана - 15 X 1964, Санта-Моника, Калифорния) - амер. Композитор. Окончил Йельский ун-т (1913), учился в муз. Школе Гарвардского ун-та (1914-15). В 1916-1928 жил гл. Обр. В Европе. Совершенствовался в "Схола канторум" у В. Д'Энди. Начал сочинять песни (студенческие) в годы учёбы. Вскоре проявил себя как мастер популярной музыки, особенно успешно работал в жанре лирич. Песни (писал музыку и тексты, отличавшиеся оригинальностью, тонкостью вкуса, изяществом, ча..

Дополнительный поиск Порпора Н. А. Д. Порпора Н. А. Д.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Порпора Н. А. Д." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Порпора Н. А. Д., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 16 символа