Принципал

104

(от лат. Principalis - первый, первоначальный, важнейший. Нем. Prinzipal, Principal, франц. Montre, англ. Open diapason, итал. Principale, испан. Baxoncillo) - главный, осн. Орг. Регистр. Состоит из открытых лабиальных труб, б.ч. Средней (по ширине) мензуры.Форма металлич. (сплав, в к-ром олова содержится 75% и выше) труб цилиндрическая, деревянных - прямоугольная. Существуют П., изготовляемые из меди (Kupfer-P.).На мануалах диспонируются П. 16' (на больших органах), 8'. Вышезвучащие П. Часто называются Oktave 4' (франц. Prestant), Oktave 2' (Superoktave, франц. Doublette), Oktave 1'. В больших органах нем. Типа на гл. Мануале обычно 2 П., из к-рых 1 деревянный (Holz-P.). Если оба П. Металлические, то они интонируются различно. В Англии число П.

8' на главном мануале доходит до 5-6 (в органе лондонского собора св. Павла-5, в ливерпульском кафедральном соборе -6). Педальной клавиатуре приданы металлич. П. 32' (в очень больших органах. Самые низкозвучащие трубы делаются иногда из дерева), 16' (Principalbass), 8' (Oktavbass), 4' (Choralbass). Трубы П. Чаще располагаются по фасаду (т.н. Проспекту) органа. В 16-17 вв. В романских странах они нередко украшались узорами или покрывались красочной живописью. Разновидности П. - широко-мензурный т.н. Итальянский П. (Italienisches Р.) с несколько меньшим, чем у нем. П. "вырезом" трубы ("ротиком"). Узкомензурные (Geigen-P. И Eng-P., Harfen-P.) и др. Разл. Оттенки звучания П. Достигаются варьированием ширины мензуры, большими или меньшими размерами "ротика", верхней и нижней "губ" (Labium).

Разновысотные П. Составляют звуковой стержень (ядро, центр) орг. Регистрового ансамбля. Такие качества, как полнота и округлость органного тона, его мягкость и певучесть в сочетании с кристально-чистым серебристым звучанием, определяются гл. Обр. Высоким качеством группы П. (об этом свидетельствуют сохранившиеся органы 18 в., напр. Зильбермановские инструменты в соборе г. Фрейберг и в "Хофкирхе" Дрездена, ГДР). П. В органах 19 в. Интонировались слитком грубо, громко. В 20 в. Мастера стремятся вернуть П. Звуковые качества П. Органов 17-18 вв.Литература. Ройзман Л., Советская органная культура и её своеобразие, в кн. Вопросы музыкально- исполнительского искусства, вып. 5, М., 1969. Mahrenholz Chr., Die Orgelregister, ihre Geschichte und ihr Bau, Kassel, 1930, 1942.

Supper W., Die Orgeldisposition, Kassel, 1950. Dufourcq N., Esquisse d'une histoire de l'orgue en France du Xllle au XVIIIe siиcle, P., 1935.Л. И. Ройзман..

Значения в других словарях
Примов К. Б.

Курбан Бахшали оглы (1880, сел. Гюлаблы, Азербайджан - 29 VIII 1965, Баку) - сов. Музыкант, исполнитель на таре. Нар. Арт. Азерб. ССР (1929). Ученик известного нар. Музыканта Садыхджана. Начал исполнит. Деятельность в кон. 19 в. Один из виднейших знатоков и пропагандистов мугамата, в 1900-х гг. Выступал в Баку в трио совм. С нар. Певцом Дж. Карягды и исполнителем на кеманче А. Оганеза-швили. Сопровождал игрой на таре драм. И муз. Спектакли, в т.ч. Первую нац. Муз. Драму "Лейли и Меджнун" У. Гадж..

Примроз У.

(Primrose) Уильям (р. 23 VIII 1903, Глазго) - шотл. Альтист. С 1920 учился игре на скрипке в Муз. Школе "Гилдхолл" в Лондоне. В 1925-27 совершенствовался в Брюсселе у Э. Изаи, по совету к-рого стал альтистом. В 1930-35 участник Лондонского струн. Квартета. С 1935 концертировал как солист. В 1937-42 был концертмейстером оркестра Амер. Нац. Радиокорпорации (NBC, Нью-Йорк) под упр. А. Тосканини, с к-рым выступал как солист. Одноврем. (с 1939) играл в созданном им квартете. В 1940-50 профессор по кл..

Припев

Вторая часть куплетной песни типа "запев - припев". В отличие от запева, текст к-рого в каждом куплете обновляется, П. Обычно поётся на один и тот же текст. Как правило, за сольным запевом следует хор. Припев. Возможно исполнение запева и припева только хором или только солистом. Однако типическое соотношение "соло-хор" наложило отпечаток на само строение П. - его обычно отличают бульшая простота напева, бульшая ритмич. Чёткость. Нередко отмечается преобладание индиви- дуализированного, "личного..

Притчард Д. М.

(Pritchard) Джон Майкл (р. 5 II 1921, Лондон) - англ. Дирижёр. Род. В семье скрипача. С детства обучался у отца, позже учился игре на фп., скрипке и дирижированию в Италии. В 1943-45 дирижёр струн. Оркестра в Дерби. С 1947 репетитор, позднее хормейстер в Глайндборне, ассистент дирижёров Ф. Буша, Ф. Штидри, Р. Кубелика и В. Ги. Дирижёр струн. Оркестра Р. Жака (с 1950). В 1952 дирижировал концертами на Эдинбургском фестивале. С 1963 дирижёр и муз. Консультант Глайндборнских фестивалей (в 1969-78 и..

Дополнительный поиск Принципал Принципал

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Принципал" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Принципал, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 9 символа