Проходящий звук

111

(итал. Note di passagio, франц. Note de passage, англ. Passing note, нем. Durchgangsnote) - неаккордовый звук на слабой доле, поступенно идущий от одного аккордового к другому (см. Неаккордовые звуки). (Сокращённое обозначение в нотном примере ниже - п.) П. З. Придают гармонии мелодия, подвижность. Различают П. З. Диатонические и хроматические. Они могут быть также двойными, тройными (секст- или квартсекстаккордами). В противодвижении - и в большем числе голосов:П. И. Чайковский. "Пиковая дама", 5-я картина, No 19.Между П. З. И аккордовым, к к-рому направлено мелодич. Движение, могут быть введены аккордовый и др. Неаккордовые звуки (запаздывающее разрешение П. З.). Попадая на сильную долю (особенно в момент вступления новой гармонии), П.

З. Приобретают характер неприготовленного задержания. П. З. Могут образовывать проходящие аккорды (напр., в коде 2-й части 2-й скр. Сонаты Прокофьева цепь хроматич. Проходящих аккордов занимает 12-6-й такты от конца). В совр. Музыке поступенность П. З. Иногда разрывается перебросом их в др. Октаву (Прокофьев, 6-я соната для фп., реприза финала, тема A-dur).Как технич. Приём П. З. Фигурирует уже в самых ранних памятниках зап.-европ. Многоголосия (органум 9-10 вв. См. Rex coeli domine в главе 17 "Musica enchiriadis" на слог сое-. Особенно же в мелизматич. Органуме 12-13 вв.). Понятие "П. З." возникло позже в учении о контрапункте, где он трактовался как вид диссонанса, переходящий от одного консонирующего интервала к другому. У Тинкториса ("Liber de arte contrapuncti", 1477, cap.

23) среди примеров диссонансов на лёгких долях можно найти П. З. Н. Вичентино ("L'antica musica ridotta alla moderna prattica", 1555) описывает его под назв. Dissonanze sciolte. Дж. Царлино ("Le istitutioni harmoniche", 1558, p. III, cap. 42) указывает, что П. З. Идут поступенно (per grade). П. З. Наз. Также комиссурой (comissura. Y X. Дедекинда, 1590, и И. Бурмейстера, 1599-1606). Ученик Г. Шюца К Бернхард ("Tractatus compositionis augmemtatus", cap. 17) подробно освещает П. З. Как transitus. С развитием учения О гармонии П. З. Стал рассматриваться по отношению к аккорду.Литература. См. При ст. Неаккордовые звуки. Ю. Н. Холопов..

Значения в других словарях
Прохазка Р.

(Prochаzka) Рудольф (23 II 1864, Прага - 24 III 1936, там же) - чеш. Композитор, муз. Писатель и муз.-обществ. Деятель. Учился в Пражской консерватории у Е. Витриха (скрипка), З. Фибиха и Л. Грюнбергера (композиция). С 1898 библиотекарь в Чеш. Муз. Об-ве, с 1910 его референт. Организатор (1911) муз. Выставки в Праге, посв. Юбилею Пражской консерватории, составитель её каталога (Aus fьnf Jahrhunderten, 1911). Один из основателей (1920) и 1-й президент Нем. Академии музыки в Праге. Выступал в каче..

Прохазка Я. Л.

(Prochazka) Ян Лудевит (14 VIII 1837, Клатови, Чехия - 19 VII 1888, Прага) - чеш. Композитор и муз. Деятель. Сын органиста. Муз. Образование получил в Пражском ун-те, по окончании к-рого (1863) организовывал концерты в Клатови, выступал как пианист. Переехав в Прагу, сблизился с Б. Сметаной. П. - один из основателей и активных участников Об-ва камерной музыки в Праге, организатор историч. Концертов муз. Об-ва "Умелецка беседа", циклов концертов, в к-рых исполнялись новые произв. Чеш. Композиторо..

Прохоров Я. В.

Яков Васильевич (25 X (6 XI) 1870, дер. Пожарки, Калужской губ. - 1942, Москва) - сов. Собиратель и исследователь нар. Песен, композитор. Мальчиком принимал участие в любительски" спектаклях. Позднее актёр драм. Т-ра, писал музыку к спектаклям. В 1904 окончил Петерб. Консерваторию по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова. Преподавал пение, собирал и записывал нар. Песни (рус., белорус., укр., тат., чуваш., морд., монг., серб., и др.), обрабатывал их для голоса и фп. Б. В. Асафьеве одной и..

Пружина

Деталь смычковых и нек-рых щипковых муз. Инструментов, представляющая собой пластинку, сделанную из ели. Применяется для усиления сопротивления деки и равномерного распределения по ней звуковых колебаний. У старинных виол было 2 типа П. - продольная (на внутр. Поверхности верхней деки вдоль её длины, под "ножкой" подставки) и неск. Поперечных (на внутр. Поверхности нижней, плоской деки). У инструментов скр. Семейства сохранилась только продольная П. (под верхней декой). В 19 в., в связи с удлине..

Дополнительный поиск Проходящий звук Проходящий звук

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Проходящий звук" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Проходящий звук, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 15 символа