Резонанс

85

(франц. Resonance, от лат. Resono - звучу в ответ, откликаюсь) - акустич. Явление, при к-ром в результате воздействия колебаний одного тела, называемого вибратором, в др. Теле, называемом резонатором, возникают аналогичные по частоте и близкие по амплитуде колебания. Наиболее полно Р. Проявляется в условиях точной настройки резонатора на частоту колебаний вибратора и при хорошей (с малыми потерями энергии) передаче колебаний. При пении и исполнении на муз. Инструментах Р. Используется для усиления звучания (за счёт включения в колебания большей площади тела резонатора), для изменения тембра и нередко увеличения продолжительности звучания (поскольку резонатор в системе вибратор - резонатор выступает не только как зависящее от вибратора, но и как самостоятельно колеблющееся тело, обладающее своими тембровыми и иными характеристиками).

В качестве резонатора может служить любой вибратор, однако на практике конструируют спец. Резонаторы, оптимальные по своим характеристикам и соответствующие предъявляемым к муз. Инструментам требованиям (по высоте, громкости, тембру, продолжительности звучания). Различают единичные резонаторы, отвечающие на одну частоту (резонирующая подставка камертона, резонаторы челесты, вибрафона и др.), и множественные резонаторы (деки фп., скрипок и др.). Г. Гельмгольц использовал явление Р. Для анализа тембра звуков. Он объяснил при помощи Р. Функционирование органа слуха человека. В соответствии с его гипотезой, воспринимаемые ухом колебат. Движения сильнее всего возбуждают те кортиевы дуги (расположенные во внутр. Ухе), к-рые настроены на частоту данного звука.

Т. О., по теории Гельмгольца, различение звуков по высоте и по тембру основано на Р. Термин "Р." часто ошибочно используется для характеристики акустич. Свойств помещений (вместо применяемых в архитектурной акустике терминов "отражение", "поглощение", "реверберация", "дисперсия" и др.).Литература. Музыкальная акустика, М., 1954. Дмитриев Л. Б., Основы вокальной методики, М., 1968. Heimholt" H. V., Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fьr die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863, "1913 (рус. Пер. - Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875). Schaefer К., Musikalische Akustik, Lpz., 1902, S. 33-38. Skudrzyk E., Die Grundlagen der Akustik, W., 1954 (рус.

Пер. - Скучик Е., Основы акустики, т. 1-2, М., 1958-59). См. Также лит. К статье Акустика музыкальная.Ю. Н. Рагс..

Значения в других словарях
Резник Р.

(Resnik) Регина (р. 30 VIII 1921, Нью-Йорк) - амер. Певица (лирико-драм. Сопрано и меццо-сопрано). Училась в Нью-Йорке. Дебютировала в Бруклинской академии музыки (1942), затем выступала в Новой оперной компании под рук. Ф. Буша в Нью-Йорке (партия Леди Макбет, "Макбет" Верди). Пела в оперном т-ре в Мехико (1943), в "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке (партия Леоноры, "Трубадур", 1944). С 1946 солистка "Метрополитен-опера". Участвовала в муз. Фестивалях в Зальцбурге и Байрёйте (партия Зиглинды, "Ва..

Резничек Э. Н.

(Reznicek) Эмиль Николаус фон (4 V 1860, Вена - 2 VIII 1945, Берлин) - австр. Композитор и дирижёр. Чл. Берлинской академии иск-в (1919). Изучал право и композицию в ун-те Граца, в 1884 учился в Лейпцигской консерватории. Был воен. Капельмейстером в Праге (1887) и др. Городах, придв. Капельмейстером в Веймаре, Мангейме (1896-99). С 1902 жил в Берлине. В 1909-11 дирижёр т-ра "Комише опер". С 1906 преподавал композицию и инструментовку в консерватории Клиндворта - Шарвенки, в 1920-26 - в Высшей му..

Резонансовые струны

Дополнит. Струны, не используемые непосредственно исполнителем, а самовозбуждающиеся от колебания игровых струн. Служат для обогащения тембра и усиления звучания последних. Делаются обычно из тонкой проволоки и размещаются под грифом. Существуют след. Способы применения Р. С. 1) каждой ступени звукоряда отвечает созвучие только осн. Тона специальной P. C., при этом количеств во Р. С. Значительно превосходит число игровых. 2) используется созвучание как основного, так и частичных тонов. Количеств..

Резонаторное отверстие

Отверстие в корпусе муз. Инструмента. Служит для улучшения его акустич. Свойств. Передаёт колебания воздуха из полой части корпуса наружу. Р. О. Делаются круглыми, величиной с горошину и более, а также в форме крестиков, треугольников, ромбиков, змеек и др. На протяжении веков у разных инструментов в процессе изменения их конструкций менялись количество, форма и расположение Р. О. Лопатообразный фиделъ (9-11 вв.) имел 1 круглое Р. О. В середине верхней деки. Грушевидные фидели (ок. 12 в.) имели ..

Дополнительный поиск Резонанс Резонанс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Резонанс" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Резонанс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 8 символа