Реквием
(от первого слова лат. Текста "Requiem aeternam dona eis, Domine" - "Покой вечный дай им, господи") - траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. От торжественной католич. Мессы отличается отсутствием нек-рых частей ("Gloria" - "Слава", "Credo" - "Верую"), вместо к-рых вводятся другие (вначале "Requiem", далее "Dies irae" - "День гнева", "Tuba mirum" - "Чудесная труба", "Lacrimosa" - "Слёзная", "Offertorio" - "Приношение даров", "Lux aeterna" - "Вечный свет" и др.) Само назначение и содержание Р. Обусловливает его скорбно-трагич. Характер.Как и месса, первоначально Р. Складывался из мелодий григорианского хорала, исполнявшихся в унисон. При этом в выборе мелодий существовали разл. Местные традиции.
Уже в 15 в. Стали появляться многогол. Обработки этих мелодий.Первый такой Р., созданный композитором т.н. 1-й франко-фламандской школы Г. Дюфаи (1-я пол. 15 в.), не сохранился. Дошедший до нас Р. Этого типа принадлежит композитору 2-й франко-фламандской школы Й. Окегему (2-я пол. 15 в.). Написанный для хора а cappella в традициях строгого полифонич. Стиля, он ещё содержит "Credo" - часть, выпавшую в Р. Последующих эпох. В жанре Р. Работали мн. Композиторы 16 в. Во главе с О. Лассо и Палестриной. В 1570 рим. Церковью был строго регламентирован состав Р.В 17-18 вв., в эпоху зарождения и развития оперы и утверждения гомофонно-гармонич. Стиля, Р. Превратился в крупное циклич. Произв. Для хора, солистов и оркестра. Канонизированные мелодии григорианского хорала перестали быть его интонац.
Основой, и вся его музыка стала сочиняться композитором. При господстве гомофонно-гармонич. Склада полифония сохранила значение, но в новом качестве, вступив в органич. Взаимосвязь с гармонич. Функциональностью.Будучи по тексту связан с католич. Церк. Заупокойной службой, Р. В его наиболее выдающихся образцах приобрёл внекультовое значение и, как правило, звучит не в церквах, а в конц. Залах. В 18 в. Наиболее значит. Произв. Этого жанра написали итальянцы А. Лотти, Ф. Дуранте, Н. Йоммелли, А. Хассе (немец по происхождению), поляк М. Звешховский. Величайшим является Реквием Моцарта (1791) - последнее произв. Композитора, законченное его учеником Ф. Зюсмайером. В Реквиеме Моцарта выражен глубокий мир человеческих переживаний с преобладанием скорбной лирики.К жанру Р.
Обращались мн. Композиторы 19 в. Среди них - Л. Керубини, Ф. Лист, А. Брукнер, А. Дворжак, Ш. Гуно, К. Сен-Сане, Г. Форе. Наиболее выдающиеся, получившие широкое распространение Р. Этого времени принадлежат Г. Берлиозу (1837) и Дж. Верди (1873). Грандиозный, насыщенный революц. Пафосом Реквием Берлиоза посв. Памяти жертв Июльской революции 1830. Отличающийся красотой и богатством мелодики Реквием Верди, посв. Памяти итал. Поэта А. Мандзони, близок по стилю к его операм ("Травиата", "Аида"). Особое место занимает "Немецкий реквием" Брамса (1868), написанный на нем. Текст (вместо традиц. Литургич. Латинского). Не придерживаясь обычного состава реквиема, Брамс отобрал из Священного писания тексты, в к-рых ставится проблема жизни и смерти. Философская лирика, свойственная стилю Брамса, пронизывает и это его произведение.Мн.
Совр. Композиторы отдали дань жанру Р., в ряде случаев отказываясь от традиц. Литургич. Текста. В "Военном реквиеме" Бриттена (1962) литургич. Лат. Текст сочетается со стихотворениями англ. Поэта У. Оуэна, имеющими антивоенную направленность. Это одно из наиболее выдающихся произв. Совр. Ораториально-симф. Музыки.Р. Сов. Композиторов не содержат к.-л. Элементов традиц. Текста. Они тесно связаны с современностью, с революц. Тематикой. В их числе. 3-я симфония - "Реквием" памяти В. И. Ленина (1933, сл. Н. И. Асеева) и Р., посвященный "тем, кто погиб в борьбе с фашизмом" (1963, сл. Р. И. Рождественского), Кабалевского. "Реквием памяти В. И. Ленина" Ходжа-Эйнатова (1934, сл. М. А. Светлова). "Реквием памяти С. М. Кирова" Юдина (1935, слова композитора) и др.Литература. Spitta Ph., Musikalische Seelemessen, в сб.
Zur Musik, В., 1892. Schnerich A., Messe und Requiem seit Haydn und Mozart, W. - Lpz., 1909. Fox Gh. W., The polyphonie requiem before about 1615, "Bulletin of the American Musicological society", 1943, v. 7.Б. В. Левик..
Дополнительный поиск Реквием
На нашем сайте Вы найдете значение "Реквием" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Реквием, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 7 символа