Ричеркар

338

(итал. Ricercar, от ricercare - искать, разыскивать) - один из старейших жанров инстр. Музыки. Название "Р." ранее всего встречается в лютневых табулатурных сб-ках (Ф. Спиначчино, 1507. Дж. А. Дельца, 1508. Петруччи, 1507-08, и др.). Первые образцы Р. Близки прелюдии. Для них характерны импровизационность, обилие пассажей, преобладание аккордового склада. Такие Р. Сочинялись также для скрипки, виолончели, виолы да гамба (иногда в характере этюда) и даже для голоса (бестекстовые пьесы типа вокализа). Параллельно с указанным типом Р. В орг. И инстр. Ансамблевой музыке складывался имитационный Р., к-рый поначалу был аналогичен мотету (в частности, мотетам Жоскена Депре). Специфич. Качества Р. Наиболее чётко проявились в соч. А. Вилларта, Дж.

Каваццони, Ж. Бууса, А. Габриели и несколько позже Дж. Габриели. В 16 в. Полифонич. Р. Представлял собой развитую имитац. Форму, иногда построенную на заимствованной теме (напр., в основу ричеркара А. Габриели "Del primo tuone. Alla quarta alta" положена первая строфа хорала "Vater unser in Himmelreich", взятая в обращении). Различают Р. Однотемные и многотемные. Для формы Р. (особенно многотемного) типично разграничение на неск. Разделов, иногда посредством каденций импровизац. Характера (напр., в ричеркарах Каваццони). В Р. Определились черты, важные для формирования фуги. Тонико-доминантовый ответ (на основе обычного для того времени мелодически нейтрального тематизма), попарный порядок вступления голосов. В 17 в. Крупнейшими мастерами Р., максимально приблизившими его к фуге, были Я.

П. Свелинк, Дж. Фрескобальди (у к-рого Р. Достиг вершины своего развития), И. Я. Фробергер, И. Пахельбель. Эти мастера применяли термины "Р." и "фуга" как почти идентичные. В целом для Р. (в соответствии с этимологией) более характерно использование сложных способов преобразования полифонич. Темы (в частности, уменьшения и увеличения) и построение формы на основе сплошных имитаций (нередко стреттных) без интермедий. В этом отношении фуга C-dur из 1-го тома "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха напоминает Р. В 18 в. Р. Ноглощается фугой и как самостоят. Форма практически выходит из употребления. Последние выдающиеся образцы Р. Принадлежат И. С. Баху (трёхгол. И шестигол. Р. Из "Музыкального приношения"). После Баха среди произв. Крупных мастеров Р.

Не встречается. В 20 в. К Р., как и к др. Старинным жанрам, обращаются композиторы неоклассицистского направления, для к-рых Р. Становится объектом стилизации. Таковы ричеркары Дж. Ф. Малипьеро (1926), Б. Мартину (1938), А. Казеллы (1932, 1942), Р. I и II из Кантаты И. Ф. Стравинского (1952). Р. Названа финальная часть в соч. А. Пярта "Коллаж на тему BACH" (1964).Литература. Прoтoпoпов Вл., Ричеркар и канцона в XVI-XVII веках и их эволюция, в сб. Вопросы музыкальной формы, вып. 2, М., 1972. Петраш A., Жанры позднеренессансной инструментальной музыки и становление сонаты и сюиты, в сб. Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 14, Л., 1975. Winterfeld С. Von, J. Gabrieli und sein Zeitalter, Tl 1-2, В., 1834. Wasielewski W. J. Von, Geschichte der Instrumentalmusik im 16.

Jahrhundert, В., 1878. Seiffert M., Weitzmann С. F., Geschichte der Klavier-Musik, Lpz., 1899. Kцrte O., Laute und Lauten-Musik bis zur Mitte des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1901. Кinkeldey О., Orgel und Klavier in der Musik des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1910. Frotscher G., Geschichte des Orgelspiels und der Orgelkompositionen, В., 1935, Bd 1-2, В., 1959. Jeppesen К., Die italienische Orgelmusik am Anfang des Cinquecento, Kph., 1943. Sutherland G., The Ricercari of J. Buus, "MQ", 1945, v. 31. Eggebrесht H. H., Terminus "Ricercar", "AfMw", 1952, Bd 9. Hоrsley J., The solo ricercar in diminution manuals. New light on early wind and string techniques, "Acta Musicologica", 1961, Bd 33.Т. С. Кюрегян..

Значения в других словарях
Рихтер Х.

(Richter) Ханс (4 IV 1843, Рааб, Венгрия. Ныне Дьёр - 5 XII 1916, Байрёйт) - австр. Дирижёр. На формирование Р.-музыканта оказала влияние семья (отец - капельмейстер, мать - певица, участница премьеры "Тангейзера" в Вене в 1857). Учился в Вене в Лёвенбургской семинарии, затем в консерватории (1860-65), где обучался игре на скрипке и валторне, занимался муз.-теоретич. Предметами в классе З. Зехтера. Одноврем. Был певцом в придв. Капелле, играл на валторне в оркестре "Кернтнертортеатра" (1862-66)...

Рихтер Э. Ф. Э.

(Richter) Эрнст Фридрих Эдуард (24 X 1808, Гросшёнау - 9 IV 1879, Лейпциг) - нем. Музыковед-теоретик, муз. Педагог и композитор. После окончания гимназии в Циттау изучал теологию в Лейпциге и самостоятельно готовился к профессии музыканта. С 1843 преподавал теорию музыки в Лейпцигской консерватории, руководил Певч. Академией (до 1847), с 1851 был органистом ряда церквей. С 1868 кантор Томасшуле и музик-директор Томаскирхе. Тогда же стал профессором и музик-директором Лейпцигского ун-та. Теоретич..

Риччи Р.

(Ricci) Руджеро (р. 24 VII 1920, по уточнённым данным, Сан-Франциско) - амер. Скрипач. Ученик Л. Персингера (занимался также у М. Пиастро и Г. Куленкампфа). Дебютировал в 10-летнем возрасте в Сан-Франциско концертом Ф. Мендельсона. С 1932 гастролировал во мн. Странах, в 1957 совершил кругосветное конц. Турне. В 1962 впервые выступал в СССР. Р. - скрипач виртуозного направления (блестяще исполнял произв. Н. Паганини). В конц. Репертуаре Р. - классич. И совр. Скрипичная музыка (сонаты Л. Бетховена..

Робев Г. Б.

Георги Борисов (р. 14 XI 1934, София) - болг. Дирижёр. Нар. Арт. НРБ (1977). Учился у Г. Димитрова (хор. Дирижирование) в Болг. Консерватории в Софии (окончил в 1959). С 1960 там же преподаёт хор. Дирижирование. С 1964 дирижёр, с 1966 гл. Дирижёр Гос. Хор. Капеллы им. С. Обретенова. С 1979 зам. Пред. Союза муз. Деятелей Болгарии. Гастролировал за рубежом. В репертуаре соч. Разл. Композиторов - от старинных до современных, в т.ч. Советских. Автор песен.. ..

Дополнительный поиск Ричеркар Ричеркар

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ричеркар" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ричеркар, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 8 символа