Роде Ж. П. Ж.

150

(правильнее Род, Rode) Жак Пьер Жозеф (16 II 1774, Бордо - 25 XI 1830, Шато-де-Бурбон, близ г. Дамазан) - франц. Скрипач, педагог, композитор. Учился игре на скрипке в детстве у Ж. Фовеля Старшего, с 1787 - у Дж. Б. Виотти в Париже. Дебютировал в 1790 (исполнил в т-ре "Фейдо" концерт No 13 Виотти, к-рый был концертмейстером оркестра т-ра). Позднее Р. Стал концертмейстером вторых скрипок этого оркестра, затем солистом оркестра "Гранд-Опера" (до 1799). С 1790-х гг. Концертировал в Париже и др. Франц. Городах (с особым успехом исполнял 5 скр. Концертов Виотти). С 1794 гастролировал во Франции и др. Странах Зап. Европы. В 1795-1802 был профессором по классу скрипки Парижской консерватории. Р. Возглавлял (вместе с П. Байо и Р. Крейцером) т. Н.

Парижскую скр. Школу. Среди его учеников - Ф. Бём, Ш. Лафон. В 1800-02 был солистом придв. Капеллы Наполеона. В кон. 1802 гастролировал с придв. Франц. Оперной труппой (возглавлявшейся Ф. А. Буальдьё) в Германии, Польше, в 1803-08 - в России. С 1804 Р. - придв. Солист в Петербурге (это звание впервые было учреждено для Р.), концертировал также в Москве, играл в разл. Ансамблях, был солистом оперного т-ра в Петербурге, одноврем. Давал уроки, написал неск. Скр. Концертов, дуэтов, каватину и рондо на рус. Темы. Рус. Муз. Культура оказала влияние на его творчество - в ряде произв. Р. Использовал рус. Нар. Мелодии. В первом выступлении по возвращении в Париж исполнил сочинённый в Петербурге 10-й концерт, к-рый франц. Публика встретила равнодушно, назвав "Ледяной Россией".

Стиль игры Р. Также больше не восхищал парижан, к-рых увлекала в те годы модная манера исполнения его ученика Лафона. В 1814-19 Р. Жил в Берлине, возобновил выступления лишь в 1817, гастролировал в Германии и Австрии. Вернулся в Париж в 1819, однако в течение 9 лет не концертировал. В 1828 Р. Дал последний, не имевший успеха концерт и полностью прекратил выступления из-за болезни.Р. Был одним из основателей франц. Скр. Школы 19 в., выдающимся скрипачом своего времени, обладавшим совершенной техникой и отличавшимся тонкостью и выразительностью исполнения (красоту звука, чистоту и изящество его игры отмечал П. Байо). Продолжал гл. Обр. Традиции Виотти (гл. Тему 7-го, наиболее популярного концерта a-moll P. Заимствовал из его 22-го концерта), однако отошёл от героич.

Стиля и развивал сентиментально-романтич. Направление в скр. Исполнительстве. После 1808 его игра утратила внутр. Энергию, технич. Точность. Произв. Р. Для скрипки, особенно концерты и вариации, пользовались большим успехом у исполнителей ("Интродукцию и блестящие вариации" G-dur включали в свой репертуар не только скрипачи, но - как вокализ - и певицы А. Каталани, Г. Зонтаг, П. Виардо) и высоко ценились композиторами его времени. Л. Боккерини написал для Р. Неск. Концертов и ряд пьес, Л. Бетховен (выступал вместе с Р.) посв. Ему "Романс" для скрипки с оркестром ор. 50, использовав интонации 2-й части его 7-го концерта, и написал для него 10-ю скр. Сонату (по словам Бетховена, с учётом особенностей исполнит. Стиля Р.). Сохранили значение в совр.

Педагогич. Практике концерты Р., а также 24 каприса в форме этюдов в 24 тональностях для скрипки соло. Совм. С Байо и Крейцером он написал скр. Школу ("Mйthode de violon", 1802. В рус. Пер. - "Скрипичная метода", 1812), к-рая стала классич. Уч. Пособием для скрипачей 19 в.Сочинения. Для инструмента с орк. - 13 концертов для скр., вариации для скрипки с орк. Или струн. Квартетом. Камерно-инстр. Ансамбли - 24 дуэта для 2 скр., фантазии и вариации для скр. С фп., 13 струн. Квартетов, в т. Ч. 8 сонат для скр. В сопровождении струн. Трио, и др. 24 каприса в форме этюдов для скр. Соло (24 Caprices en forme d'etudes dans les 24 tons de la gamme).Литература. П. Роде, (биография) "Пантеон" 1853, т. 11, кн. 10, с. 17-24. (Moser F.), Pierre Rode. Dйdiй а ses amis, В., 1831.

Wasielewski W. J. Von, Die Violine und ihre Meister, Lpz., 1869, 1927. Pougin A., Notice sur Rode, violoniste franзais, P., 1874. Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923. Ahlgrimm H., Pierre Rode, W., 1929 (Diss.).В. Ю. Григорьев..

Значения в других словарях
Роговой оркестр

Роговая музыка, - оркестр, состоящий из усовершенствованных рус. Охотничьих рогов. Создан в 1751 капельмейстером оркестра С. К. Нарышкина виртуозом-валторнистом Я. А. Марешем (1715-94), чехом по национальности. Вошедшие в Р. О. Рога были изготовлены из листовой меди, имели конусообразную форму, широкую мензуру и параболически загнутый верхний конец ствола с впаянным в него мундштуком валторнового типа. Каждый рог издавал только один звук, высота к-рого соответствовала длине канала ствола. Поэтом..

Роговы

Новгородские мастера пения сер. 16 в., братья. Родом из Карелии. По историч. Сведениям, основоположники школы моск. Мастеров пения. СавваР. Был известен как педагог. Среди его учеников - распевщики Иван Нос, Фёдор Крестьянин, а также Стефан Голыш, к-рый развернул широкую педагогич. Деятельность на севере России ("ходил по градом и учил Усольскую страну"). Василий Р. Славился как певец и композитор знаменных, демественных мелодий и троестрочного пения. С 1589 - Ростовский митрополит (в монашестве..

Роджерс Б.

(Rogers) Бернард (4 II 1893, Нью-Йорк - 24 V 1968, Рочестер) - амер. Композитор и педагог. Окончил Ин-т муз. Иск-ва (ныне Джульярдская школа) в Нью-Йорке (1921), учился также у Э. Блоха в Ин-те музыки в Кливленде, брал уроки у Ф. Бриджа в Лондоне и Н. Буланже в Париже. В 1929-67 преподавал композицию, а также инструментовку (автор учебника "Искусство оркестровки" - "The art of orchestration", 1951) в Истменской муз. Школе в Рочестере (с 1950 декан композиторского отделения). Среди учеников - П. ..

Роджерс Р.

(Rodgers) Ричард (р. 28 VI 1902, Нью-Йорк) - амер. Композитор. Чл. Нац. Ин-та иск-в и лит-ры. Учился в Колумбийском ун-те (1919-21) и Ин-те муз. Иск-ва в Нью-Йорке (1921-23). Занимал ряд руководящих должностей в разл. Крупнейших муз.-обществ. Организациях, в т. Ч. Был директором Амер. Об-ва композиторов, авторов и издателей (1941-47 и 1960 - нач. 1970-х гг.). Р. - автор большого количества произв. Завоевал известность как один из крупнейших мастеров мьюзикла, а также автор песен. Мн. Мьюзиклы Р...

Дополнительный поиск Роде Ж. П. Ж. Роде Ж. П. Ж.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Роде Ж. П. Ж." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Роде Ж. П. Ж., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 13 символа