Родство тональностей

166

Близость тональностей, определяемая количеством и значимостью общих им элементов (звуков, интервалов, аккордов). Тональная система эволюционирует, поэтому состав элементов тональности (звукоступенный, интервальный, аккордовый, функциональный) не остаётся тем же самым, Р. Т. Не есть нечто абсолютное и неизменное. Принцип Р. Т., верный для одной тональной системы, может оказаться недействительным для другой. Многочисленность систем Р. Т. В истории учений о гармонии (А. Б. Маркс, Э. Праут, X. Риман, А. Шёнберг, Э. Лендваи, П. Хиндемит, Н. А. Римский-Корсаков, Б. Л. Яворский, Г. Л. Катуар, Л. М. Рудольф, авторы "бригадного учебника" И. В. Способин и А. Ф. Мутли, О. Л. И С. С. Скребковы, Ю. Н. Тюлин и Н. Г. Привано, Р. С. Таубе, М. А. Иглицкий и др.) в конечном счёте отражает развитие тональной системы.Для музыки 18-19 вв.

Наиболее подходящей, хотя и не безупречной, является систематика Р. Т., изложенная в учебнике гармонии Н. А. Римского-Корсакова. Близкими тональностями (или находящимися в 1-й степени родства) считаются те шесть, тонич. Трезвучия к-рых находятся на ступенях данной тональности (натурального и гармонич. Лада). Напр., к C-dur близкородственными будут a-moll, G-dur, e-moll, F-dur, d-moll и f-moll. Прочие, далёкие тональности находятся соответственно во 2-й и 3-й степени родства. По И. В. Способину, система Р. Т. Основывается на том, объединимы ли тональности общей тоникой того или др. Наклонения. В результате тональности делятся на три группы. I - диатонич. Родства, II - мажоро-минорного родства, III - хроматич. Родства, напр. К C-dur:В совр.

Музыке структура тональности изменилась. Утратив прежние ограничения, она во многом стала индивидуализированной. Поэтому системы Р. Т., касающиеся прошлого, не отражают многообразия Р. Т. В совр. Музыке. Обусловленные акустич. Родством звуков квинтовые и терцовые отношения сохраняют значение и в совр. Гармонии. Тем не менее во мн. Случаях Р. Т. Связано прежде всего с комплексом представленных в структуре данной тональности гармонич. Элементов. В результате реально функционирующие отношения тональной близости или отдалённости могут оказаться совсем иными. Так, если, напр., в составе тональности h-moll есть гармонии V низкой и II низкой ступеней (с осн. Тонами f и с), то благодаря этому к h-moll может оказаться близкородственной тональность f-moll (см.

2-ю часть 9-й симфонии Шостаковича). В теме охотников (Des-dur) из симф. Сказки С. С. Прокофьева "Петя и волк" вследствие индивидуализированной структуры тональности (в ней даны только I ступень и "прокофьевская доминанта" - VII высокая) тоника полутоном ниже (C-dur) оказывается много более близкой, чем традиционная доминанта V ступени (As-dur), гармония к-рой в теме не появляется ни разу.Литература. Должанский А. Н., О ладовой основе сочинений Шостаковича, "СМ", 1947, No 4, в сб. Черты стиля Д. Шостаковича, М., 1962. Myтли А. Ф., О модуляции. К вопросу о развитии учения Н. А. Римского-Корсакова о сродстве тональностей, М.-Л., 1948. Tаубе Р. С., О системах тонального родства, "Научно-методические записки Саратовской консерватории", вып.

3, 1959. Слонимский С. М., Симфонии Прокофьева, М.-Л., 1969. Скорик M. M., Ладовая система С. Прокофьева, К., 1969. Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969. Тифтикиди H. P., Теория однотерцовой и тональной хроматической систем, в сб. Вопросы теории музыки, вып. 2, М., 1970. Mазель Л. A., Проблемы классической гармонии, М., 1972. Иглицкий М., Родство тональностей и задача об отыскании модуляционных планов, в сб. Музыкальное искусство и наука, вып. 2, М., 1973. Рукавишников В. Н., Некоторые дополнения и уточнения системы тонального родства Н. А. Римского-Корсакова и возможные пути её развития, в сб. Вопросы теории музыки, вып. 3, М., 1975. См. Также лит. При ст. Гармония.Ю. Н. Холопов..

Значения в других словарях
Родзинский А.

(Rodzinski) Артур (2 I 1892, Сплит - 27 XI 1958, Бостон) - амер. Дирижёр. Учился в Академии музыки и сценич. Иск-в в Вене у Э. Зауэра (фп.), Ф. Шрекера (композиция) и Ф. Шалька (дирижирование). Работал хор. И оперным дирижёром в т-рах Львова (1918-21) и Варшавы (1921-25), где дирижировал и филармонич. Оркестром. С 1925 жил в США. Был ассистентом Л. Стоковского в симф. Оркестре в Филадельфии (1926-29), а также возглавлял оперное и орк. Отделения Муз. Ин-та Кёртис. Руководил симф. Оркестрами - Лос..

Родон В. И.

(наст. Фам. - Габель) Виктор Иванович (20 V (1 VI) 1843 - 9 (21) VI 1892, Одесса, похоронен в Москве) - рус. Артист оперетты. В 1867-76 работал в Киевской драм. Труппе, затем в опереточной труппе моск. "Артистич. Кружка" под рук. М. В. Лентовского. В 1886 к Р. Перешла антреприза "Нового театра". В 1889-92 был в труппе т-ра "Парадиз" (Москва). Р. - родоначальник рус. Опереточных комиков, завоевал огромную популярность. Обладал небольшим, но приятным голосом, музыкальностью, сценич. Темпераментом ..

Родыгин Е. П.

Евгений Павлович (р. 16 II 1925, г. Чусовой Пермской обл.) - сов. Композитор. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1973). Окончил Уральскую консерваторию в 1948 по классу фп. У О. К. Эйгеса и в 1950 по классу композиции у В. Н. Трамбицкого. В 1950-56 руководитель муз. Группы, затем зав. Муз. Частью Уральского рус. Нар. Хора. Автор мн. Популярных песен на слова сов. Поэтов.Сочинения. Оперетта Рассвет над Иртышом (1960, Омский т-р муз. Комедии). Муз. Комедии - Простор широкий (1961, Свердловский т-р муз. Коме..

Рожавёльдьи М.

(Rуzsavцlgyi. Наст. Фам. - Розенталь, Rosenthal) Марк (Маркус) (1789, Балашшадьярмат - 23 I 1848, Будапешт) - венг. Скрипач и композитор. Игре на скрипке обучался у школьного учителя, затем брал частные уроки в Праге. В 1808 дебютировал в Пеште, позднее был муз. Директором венг. Театр. Труппы там же. В 1813-33 (с перерывами) жил в Байа, давал уроки музыки, концертировал во мн. Городах Венгрии. С 1824 его венг. Танцы публиковались в периодич. Изд. "Венгерские песни из области Веспрем" ("Magyar nу..

Дополнительный поиск Родство тональностей Родство тональностей

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Родство тональностей" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Родство тональностей, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 20 символа