Роллан Р.

102

(Rolland) Ромен (29 I 1866, Кламси - 30 XII 1944, Везле) - франц. Писатель, музыковед и обществ. Деятель. Род. В семье нотариуса. Окончил в 1889 "Эколь нормаль" в Париже, 2 года изучал археологию во франц. Школе в Риме. В 1895 защитил в Сорбонне диссертацию "Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти" ("Les origines du thйвtre lyrique moderne. Histoire de l'opйra en Europe avant Lully et Scarlatti", премия Флорентийской академии, 1896). С 1897 профессор (история музыки) "Эколь нормаль", в 1902-12 - Сорбонны, по заданию к-рой организовал и возглавил муз. Секцию Школы высших социальных исследований (выступал с лекциями и докладами по истории музыки). В сотрудничестве с Ж. Комбарьё, П.

Обри, А. Гастуэ, А. Пирро, А. Экспером основал журн. "Revue d'histoire et critique musicales", постоянно участвовал в этом издании. В 1901-10 опубликовал ряд исследований и этюдов по истории оперы, монографич. Работы (о Л. Бетховене, Г. Ф. Генделе, Ж. Б. Люлли, Р. Штраусе, К. Дебюсси, К. Сен-Сансе и др.), критич. Статьи. В них определился науч. Метод Р., сложилась манера изложения зрелого и оригинального учёного - вдумчивого исследователя и в то же время эмоционального художника. Во время 1-й мировой войны 1914-18 обосновался в Швейцарии, стремясь быть "в стороне от схватки" (так озаглавлена одна из его книг, изданная в 1917). Р. С интересом следил за успехами социалистич. Движения, однако его восприятие идей социализма было романтически расплывчатым.

С 1922 жил в г. Вильнёв. В 1935 посетил СССР. В годы 2-й мировой войны 1939-1945 и нем.-фашистской оккупации Франции горячо сочувствовал Движению Сопротивления. В эти годы он закончил многотомное исследование о Л. Бетховене, над к-рым работал ок. 20 лет.Крупный учёный, тонкий музыкант, Р. Был выдающимся муз. Писателем. Для него характерно глубокое изучение первоисточников, рассматриваемых им в связи с историей обществ. Развития, с духовной культурой общества, умение выпукло очертить облик художника, оживить его для читателей, дать яркое представление о муз. Стиле на конкретных образцах. Серьёзные историч. И теоретич. Обобщения Р. Преподносил читателю в яркой лит. Форме, делая их не только доступными, но и увлекательными. Особое внимание уделял он Бетховену (капитальные работы о нём), Генделю, проблемам прогрессивного оперного иск-ва.

Вопросы музыки занимают большое место и в лит. Творчестве Р. "Жан Кристоф" (1904-12. Нобелевская пр., 1915) - роман о выдающемся музыканте (здесь нашли отражение впечатления от личности Бетховена). В повести "Кола Брюньон" (1914, опубл. 1918) Р. Опирается на эпистолярный стиль Орландо Лассо (повествование Кола напоминает по языку и манере письма Лассо). В драм. Произв. Р. Музыке отведена значит. Роль. По существу для Р. Его собств. Художеств. И музыковедч. Деятельность сливались воедино (одна влияла на другую). Исследования Р. Неоднократно переводились в СССР, пользуются признанием и популярностью. Р. Поддерживал связи с сов. Изд-вами не только как писатель, но и как музыковед, встречался и переписывался с сов. Учёными. Воззрения Р., его метод исследования, интересы, симпатии и вкусы близки сов.

Музыковедению.Сочинения. Vie de Beethoven, P., 1907 (рус. Пер. - Жизнь Бетховена, М., 1937, то же, Собр. Соч., т. 2, М., 1954). Musiciens d'autrefois, P., 1908 (рус. Пер. - Музыканты прошлых дней. П., 1923, то же, Собр. Музыкально-исторических соч., т. 4, М., 1938). Musiciens d'aujourd'hui, P., 1908 (рус. Пер. - Музыканты наших дней, Л., 1923, то же, Собр. Музыкально-исторических соч., т. 5, М., 1938). Haendel, Р., 1910 (рус. Пер. - Г. Гендель, М., 1931, то же, Собр. Соч., т. 17, Л., 1935). L'opйra au XVIIe siиcle en Italie, в кн. Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire..., fondateur A. Lavignac, partie I, (v. 2), P., 1913. Les origines de l'opйra allemand, там же. L'opйra anglais au XVIIe siиcle, там же, partiel, (v. 3), 1913 (рус.

Пер. - Опера в XVII в. В Италии, Германии, Англии, М., 1931). L'opйra du XVIIe siиcle en France, там же, partie I, (v. 3), P., 1913. Voyage musical aux pays du passй, P., 1919 (рус. Пер. - Музыкальное путешествие в страну прошлого, Собр. Соч., т. 17, Л., 1935). Beethoven. Les grandes йpoques crйatrices, (ч. 1) - De l'Hйroпque а l'Appassionata, P., 1928 (рус. Пер. - Бетховен. Великие творческие эпохи. От "Героической" до "Appassionata", Собр. Соч., т. 15, Л., 1933, то же, Собр. Муз.-историч. Соч., т. 7, М., 1938), то же, (ч. 2) - Goethe et Beethoven, P., (1930) (рус. Пер. - Гёте и Бетховен, Собр. Соч., т. 15, Л., 1933, то же, Избр. Произв., М., 1936), то же, ч. (3) - Le chant de la rйsurrection. La messe sollennelle et derniиres sonates, v. 1-2, P., (1937) (рус.

Пер. Главы Большая соната, op. 106, "CM", 1970, No 1-2), то же, (ч. 4) - La cathйdrale interrompue, v. 1-3 (v. L - La neuviиme symphonie. V. 2 - Les derniers quatuors. V. 3 - Finita comoedia), P., 1943-45 (рус. Пер. - Незавершенный собор. Девятая симфония. Finita comoedia, Собр. Соч., т. 12, М., 1957), то же, (ч. 5)- Les aimйes de Beethoven, P., (1949-50), и др.Литература. Встреча советских композиторов с Ромэн Ролланом, "СМ", 1935, No 7-8. Браудо Е., Ромэн Роллан и музыка, там же, 1935, No 9. Сергеева С., Образ Бетховена в творчестве Ромена Роллана, там же, 1951, No 9. Кремлёв Ю. A., Ромен Роллан - музыковед, в кн. Вопросы музыкознания, вып. 2, М., 1956, тоже, в его кн. Избранные статьи и выступления, М., 1959. Соллертинский И., Ромен Роллан и музыка, в его кн.

Музыкально-исторические этюды, Л., 1956. Ромен Роллан. 1866-1961. По материалам юбилейной сессии, М., 1968 (ч. 3 - Библиография). Урицкая Б. С., Ромен Роллан - музыкант, Л.-М., 1971, 1974. Combarieu J., Congrиs international d'histoire de la musique, P., 1900. Schrade L., Beethoven in France, New Haven, 1942. Samazeuilh G., Romain Rolland et la musique, в кн. Cahiers de Romain Rolland, Cahier 3, P., 1950. Fдhnrich H., Romain Rolland als Musikwissenschaftler, "Mf", 1956, Jahrg. 9, No 1. Вarrиre J. В., Romain Rolland par lui-mкme, (P., 1962).T. H. Соловьёва..

Значения в других словарях
Рококо

(франц. Rococo, также rocaille - рокайль, от назв. Одноимённого орнаментального мотива. Rocaille musicale - музыкальный рокайль) - стиль в европ. Иск-ве 1-й пол. 18 в. Возникнув во Франции в эпоху кризиса абсолютизма, стиль Р. Отражал стремление к уходу от действительности в сферу беспечной игры и наслаждения. Иск-во Р., отмеченное чертами интимной камерности, культивировало особый мир хрупких, нежно грациозных или кокетливо скерцозных образов буколического, галантного, салонного характера. Ему ..

Ролла А.

(Rolla) Алессандро (6 IV 1757, Павия - 15 IX 1841, Милан) - итал. Скрипач, альтист, композитор, дирижёр, педагог. Учился игре на скрипке у Дж. Конти. Работал в Вене, затем в Милане. С 1782 придв. Альтист, с 1792 скрипач, с 1802 руководитель инстр. Придв. Капеллы в Париже, одноврем. Преподавал (у Р. В 1795 учился Н. Паганини). В 1802-33 концертмейстер и дирижёр т-ра "Ла Скала" в Милане (Л. Шпор отмечал высокий уровень игры оркестра "Ла Скала" под упр. Р.). Выступал (также в качестве альтиста) как..

Ролон Х.

(Rolуn) Хосе (22 VI 1883, Сьюдад-Гусман, шт. Халиско - 3 II 1945, Мехико) - мекс. Композитор. В 1903-07 занимался у М. Мошковского (фп.), в 1927-30 - в "Эколь нормаль" у Н. Буланже и П. Дюка (композиция) в Париже. Основал школу в Гвадалахаре. Преподавал композицию в Нац. Консерватории в Мехико (1930-38). Р - представитель романтич. Направления в мекс. Музыке. Его произв. Насыщены ритмами мекс. Фольклора, для мн. Из них характерна яркая звукопись. Среди соч. - симф. Поэмы "Пир карликов" ("El fest..

Рольдан А.

(Roldan) Амадео (12 VII 1900, Париж - 2 III 1939, Гавана) - кубинский композитор, скрипач, дирижёр и педагог. Окончил в 1915 Мадридскую консерваторию по классам скрипки у А. Сольера и А. Фернандеса Бордаса и композиции у К. Дель Кампо. С 1919 жил в Гаване, работал с 1920 дирижёром оркестра Нац. Т-ра Гаваны, концертмейстером Филармонич. Оркестра (с 1924 первая скрипка, с 1932 гл. Дирижёр), альтистом в оркестре Об-ва камерной музыки. В 1927 основал Гаванский квартет, а в 1931 вместе с С. П. Сентен..

Дополнительный поиск Роллан Р. Роллан Р.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Роллан Р." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Роллан Р., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 9 символа