Рубинштейн Н. Г.

97

Николай Григорьевич (2 (14) VI 1835, Москва - 11 (23) III 1881, Париж, похоронен в Москве) - рус. Пианист, дирижёр, педагог, муз.-обществ. Деятель. Брат А. Г. Рубинштейна. С 4 лет обучался игре на фп. Под рук. Матери. В 1844-46 с матерью и братом жил в Берлине, где брал уроки у Т. Куллака (фп.) и З. Дена (гармония, полифония, муз. Формы). По возвращении в Москву занимался у А. И. Виллуана, в сопровождении к-рого совершил первое конц. Турне (1846-47). В нач. 50-х гг. Поступил на юридич. Ф-т Моск. Ун-та (окончил в 1855). В 1858 возобновил конц. Деятельность (Москва, Лондон). В 1859 выступил инициатором открытия Московского отделения РМО, с 1860 до конца жизни его председатель и дирижёр симф. Концертов. Организованные им при РМО Муз. Классы были преобразованы в 1866 в Московскую консерваторию (до 1881 её профессор и директор).

Р. - один из виднейших пианистов своего времени. Однако его исполнит. Иск-во было мало известно за пределами России (одно из исключений - триумфальные выступления на концертах Всемирной выставки, Париж, 1878, где он исп. 1-й концерт для фп. С оркестром П. И. Чайковского). Большей частью концертировал в Москве. Его репертуар носил просветит. Характер, поражал широтой. Концерты для фп. С оркестром И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Листа, А. Г. Рубинштейна. Соч. Для фп. Бетховена и др. Композиторов-классиков и в особенности романтиков - Р. Шумана, Шопена, Листа (последний считал Р. Лучшим исполнителем своей "Пляски смерти" и посв. Ему "Фантазию на темы "Афинских развалин""). Пропагандист рус. Музыки, Р. Неоднократно исполнял посв. Ему фп. Фантазию "Исламей" Балакирева и др.

Пьесы рус. Композиторов. Исключительна роль Р. Как интерпретатора фп. Музыки Чайковского (первый исполнитель мн. Его соч.), к-рый посв. Р. 2-й концерт для фп. С оркестром, "Русское скерцо", романс "Так что же!...", написал на смерть Р. Фп. Трио "Памяти великого художника".Игра Р. Отличалась размахом, технич. Совершенством, гармонич. Сочетанием эмоционального и рационального, стилистич. Законченностью, чувством меры. В ней не было той стихийности, к-рую отмечали в игре А. Г. Рубинштейна. Р. Выступал также в камерных ансамблях с Ф. Лаубом, Л. С. Ауэром и др.Интенсивной была деятельность Р.-дирижёра. Под его упр. Прошли св. 250 концертов РМО в Москве, ряд концертов в Петербурге и др. Городах. В Москве под упр. Р. Прозвучали крупные ораториальные и симф.

Произв. Кантаты, месса И. С. Баха, отрывки из ораторий Г. Ф. Генделя, симфонии, оперные увертюры и Реквием В. А. Моцарта, симф. Увертюры, фп. И скр. Концерты (с оркестром) Бетховена, все симфонии и большинство крупных соч. Ф. Мендельсона, Шумана, Листа, увертюры и отрывки из опер Р. Вагнера. Р. Оказал воздействие на формирование отечеств. Исполнит. Школы. Он постоянно включал в свои программы соч. Рус. Композиторов - М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, Балакирева, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова. Под упр. Р. Впервые были исполнены мн. Произв. Чайковского. 1-4-я симфонии (1-я посв. Р.), 1-я сюита, симф. Поэма "Фатум", увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", симф. Фантазия "Франческа да Римини", "Итальянское каприччио", музыка к весенней сказке А.

Н. Островского "Снегурочка" и др. Он был также муз. Рук. И дирижёром оперных спектаклей Моск. Консерватории, в т. Ч. Осуществил первую пост. Оперы "Евгений Онегин" (1879). Р.-дирижёра отличали огромная воля, умение быстро разучивать с оркестром новые произв., точность и пластичность жеста.Как педагог Р. Воспитывал не только виртуозов, но и широкообразованных музыкантов. Он был автором учебной программы, в соответствии с к-рой в течение мн. Лет велось преподавание в фп. Классах Моск. Консерватории. Основу его педагогики составляло глубокое изучение муз. Текста, постижение образного строя произв. И выраженных в нём историко-стилистич. Закономерностей путём анализа элементов муз. Языка. Большое место отводилось личному показу. Среди уч-ков Р.

- С. И. Танеев, А. И. Зилоти, Э. Зауэр, Н. Н. Калиновская, Ф. Фриденталь, Р. В. Геника, Н. А. Муромцева, А. Ю. Зограф (Дулова) и др. Танеев посв. Памяти учителя кантату "Иоанн Дамаскин".Муз.-обществ. Деятельность Р., связанную с обществ. Подъёмом 50-60-х гг., отличала демократич., просветит. Направленность. Стремясь сделать музыку доступной для широких кругов слушателей, он организовал т. Н. Нар. Концерты. Как директор Моск. Консерватории Р. Добивался высокого профессионализма педагогов и учащихся, превращения консерватории в подлинно высшее уч. Заведение, коллективности руководства (придавал большое значение художеств. Совету), воспитания разносторонне образованных музыкантов (внимание к муз.-теоретич. Дисциплинам). Заботясь о создании отечеств. Муз.-педагогич.

Кадров, привлёк к преподаванию, наряду с Лаубом, Б. Косманом, Дж. Гальвани и др., Чайковского, Г. А. Лароша, Н. Д. Кашкина, А. И. Дюбюка, Н. С. Зверева, A. Д. Александрову-Кочетову, Д. В. Разумовского, Танеева. Р. Руководил также муз. Отделами Политехнич. (1872) и Всероссийской (1881) выставок. Много выступал в благотворит. Концертах, в 1877-78 совершил турне по городам России в пользу Красного Креста.Р. - автор фп. Пьес (написанных в молодости), в т. Ч. Мазурки, болеро, тарантеллы, полонеза и др. (изд. Юргенсоном, б. Г.), орк. Увертюры, музыки к пьесе B. П. Бегичева и А. Н. Каншина "Кошка и мышка" (орк. И хор. Номера, 1861, Малый т-р, Москва). Был ред. Рус. Издания Поли. Собр. Соч. Для фп. Мендельсона (б. Г.). Впервые в России осуществил издание избр. Романсов (песен) Шуберта и Шумана (1862).Обладая высоким чувством долга, отзывчивостью, бескорыстием, он пользовался в Москве огромной популярностью.

Ежегодно в течение мн. Лет в Моск. Консерватории и РМО проводились концерты памяти Р. В 1900-е гг. Существовал "Рубинштейновский кружок".Литература. Б. (Бородин А, П.). Концерты Русского музыкального общества (4-й, 5-й, 6-й), "СПб. Ведомости", 1869, 8 февраля, то же, в его кн. Музыкально-критические статьи, М.-Л., 1951, с. 35-38. Б. Л. (Чайковский П. И.), Второе симфоническое собрание, "Русские ведомости", 1872, 18 ноября. Его же, Вторая неделя концертного сезона, там же, 1873, 18 марта. Его же, Первая неделя концертного сезона, там же, 1874, 1 марта. Его же, Первая неделя концертного сезона, там же, 1875, 12 марта. Его же, Третья неделя концертного сезона, там же, 1875, 25 марта. См. Также в кн. Чайковский П. И., Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898, то же, в его кн.

Поли. Собр. Соч., т. II, М., 1953. Кюи Ц. A., H. Г. Рубинштейн. (Некролог), "Голос", 1881, 15 марта, то же, в его кн. Избранные статьи, Л., 1952, с. 283-86. Ларош Г. A., H. Г. Рубинштейн, "Голос", 1881, 8 июня, то же, в кн. Воспоминания о Московской консерватории, (сост. Е. Н. Алексеева, Г. А. Прибегина), М., 1966. Кашкин Н. Д., Первое двадцатипятилетие Московской консерватории. Исторический очерк, М., 1891. Его же, Воспоминания о Н. Г. Рубинштейне, "Русское обозрение", 1897, т. 47, сентябрь, 1898, т. 49, январь. Его же, Н. Г. Рубинштейн и его роль в музыкальном развитии Москвы. (Музыкально-исторические очерки), "Московские ведомости", 1898, 15 ноября, 9 дек. Его же, Воспоминания о Н. Г. Рубинштейне, "Московские ведомости", 1899, 22 янв., 12 февр., 18 и 23 июня, 20 июля, 6, 18 и 25 авг., 1 окт., 1900, 6 июня, 26 июля, 16 авг., то же, в кн.

Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966. Его же, Две музыкальные памятки. Н. Г. Рубинштейн и М. П. Мусоргский, "Русская мысль", 1906, кн. 4. Его же, Московское отделение императорского Русского музыкального общества. Очерк деятельности за пятидесятилетие. 1860-1910 г., М., 1910. Чайковский М., Жизнь П. И. Чайковского, т. 1-3, М.-Лейпциг, 1901-03. H. P. (Финдензен H. P.), Николай Рубинштейн (1835-1881), "РМГ", 1901, 11 марта. Его же, К 25-летию смерти Н. Г. Рубинштейна, там же, 1906, 19 марта. H. Gр. Рубинштейн в воспоминаниях П. Виардо, там же, 1906, 5 ноября. Дулова-Зограф А. Ю., Мои воспоминания (1862-1869 гг.), "Музыка", 1912, No 68-73, 84, 86-89, 96-97, 106. Новое о Н. Г. Рубинштейне, "РМГ", 1914, 30 марта. Геника Р., Из консерваторских воспоминаний (1871-1879), там же, 1916, No 36-37, 40, 42-44, 47, 49, то же, под назв.

Н. Рубинштейн и П. Чайковский, в кн. Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966. Яковлев Вас., П. И. Чайковский и Н. Г. Рубинштейн (1866-1881 гг.). (22 письма П. Чайковского и Н. Рубинштейна), в кн. История русской музыки в исследованиях и материалах, под ред. К. А. Кузнецова, т. 1, М., 1924. Его же, Николай Рубинштейн, "Музыка и революция", 1926, No 9. Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Через прошлое к будущему. Их было трое. (Из эпохи общественного подъёма русской музыки 50-60-х годов прошлого столетия), в кн. Советская музыка, сб. 2, М., 1944, то же, в его кн. Избранные труды, т. 3, М., 1954. Соловцов A. A., Николай Рубинштейн, М.-Л., 1946. Алексеев А. Д., Н. Г. Рубинштейн, "СМ", 1946, No 11. Его же, Русские пианисты, М.-Л., 1948, с. 88-91 и 225-43. Николаев A., Московская школа пианизма, "СМ", 1947, No 4.

Балакирев M. A., Переписка с Н. Г. Рубинштейном и М. П. Беляевым, М., 1956. Корабельникова Л. З., Строитель музыкальной Москвы, "СМ", 1960, No 6. Её же, С. И. Танеев в Московской консерватории, М., 1974, с. 13-19. Кунин И., Н. Г. Рубинштейн. К 125-летию со дня рождения, "МЖ", 1960, No 13. А. И. Зилоти. Воспоминания и письма, Л., 1963. (Туманина-Рукавишникова Н. В., Синьковская H. H.), Консерватория до 1917 г., ч. 1, в кн. Московская консерватория. 1866-1966, М., 1966. Sauer E., Meine Welt, Stuttg., 1901.Л. З. Корабельникова..

Значения в других словарях
Рубинштейн А.

(Rubinstein) Артур (р. 28 I 1886, или 1887, или 1889, Лодзь) - польский пианист. Учился игре на фп. У А. Ружицкого в Варшаве, где выступил в концерте в 6-летнем возрасте, продолжал муз. Образование в Берлине под рук. Г. Барта и Р. М. Брейтхаупта (фп.), Р. Кана и М. Бруха (композиция). Дебютировал в Берлине в 1898 (с Берлинским симф. Оркестром под упр. И. Иоахима), концертировал в Дрездене, Гамбурге и Варшаве. Брал уроки у И. Падеревского в г. Морж (Швейцария). Пр. На Междунар. Конкурсе пианистов..

Рубинштейн А. Г.

Антон Григорьевич (16 (28) XI 1829, дер. Выхватинцы, ныне Рыбницкого р-на Молд. ССР - 8 (20) XI 1894, Петергоф, близ Петербурга) - рус. Пианист, композитор, дирижёр, муз.-обществ. Деятель. Род. В небогатой евр. Семье. Фп. Игре обучался сначала у матери, затем у А. И. Виллуана. Мальчиком совершил триумфальное конц. Турне по городам Европы (1840-1843). В 1844-48 находился за границей (гл. Обр. В Берлине, Вене). Занимался у З. Дена (муз.-теоретич. Предметы), общался с Ф. Мендельсоном, оказавшим вли..

Рубоб

Рабоб, рубаб, - обобщённое назв. Ряда струнных щипковых инструментов. Распространены гл. Обр. У народов Ср. Азии, а также в Сев. Африке и в юж. Пров. Испании. В соответствии с местом распространения и нек-рыми особенностями устройства различают Р. Афганский, дуланский, кашгарский, памирский и др. Наибольшей популярностью пользуются таджикский (афганский) и кашгарский Р. Первый имеет глубокий клинообразный долблёный корпус с выемками по бокам и короткой шейкой с 4 навязными ладами. Нижняя часть д..

Рубцов Ф. А.

Феодосий Антонович (р. 17 (30) XII 1904, с. Ольша, Оршанского уезда Могилёвской губ., ныне Руднянский р-н Смоленской обл.) - сов. Фольклорист и композитор. Кандидат искусствоведения (1963). В 1931 окончил Ленингр. Консерваторию по классу композиции у М. О. Штейнберга. В 1945-50 гл. Редактор муз. Изд-ва в Ленинграде и зав. Фонограммархивом АН СССР (в Ин-те рус. Лит-ры - Пушкинском доме), в 1957-67 работал в Ленингр. Ин-те т-ра, музыки и кинематографии, с 1948 преподаёт в Ленингр. Консерватории (с..

Дополнительный поиск Рубинштейн Н. Г. Рубинштейн Н. Г.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рубинштейн Н. Г." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рубинштейн Н. Г., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 16 символа