Русское музыкальное общество
(с 1869 - Императорское русское музыкальное общество, ИРМО, РМО). Создано в 1859 в Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна и группы муз. И обществ. Деятелей на базе существовавшего прежде Симфонического об-ва. Согласно уставу (утверждён в мае 1859), РМО ставило своей целью "содействовать распространению музыкального образования в России, способствовать развитию всех отраслей музыкального искусства и поощрять способных русских художников (сочинителей и исполнителей) и преподавателей музыкальных предметов". Просветительский характер деятельности РМО выражен в словах одного из его организаторов Д. В. Стасова. "Сделать хорошую музыку доступной большим массам публики". Для этого устраивались концерты, открывались уч.
Заведения, учреждались конкурсы на создание новых произв. Деятельность РМО с самого начала натолкнулась на серьёзные организационные и в особенности материальные трудности, преодолевать к-рые удавалось лишь благодаря помощи меценатов и содействию "особ императорской фамилии" (формально возглавлявших об-во в качестве председателя и его заместителей). Это ставило РМО в зависимость от консервативных вкусов высших придв. Сфер, что отчасти отражалось и на программах концертов. Во главе РМО стоял комитет директоров, в к-рый входили А. Г. Рубинштейн, фактически руководивший работой об-ва, Матв. Ю. Виельгорский, В. А. Кологривов, Д. В. Каншин, Д. В. Стасов. Первый симф. Концерт (собрание) РМО состоялся под упр. А. Г. Рубинштейна 23 нояб. 1859 в зале Благородного собрания (здесь концерты РМО проходили и в последующие годы).
Камерные вечера начали проводиться с янв. 1860 в зале Д. Бернардаки. До 1867 симф. Концертами руководил А. Г. Рубинштейн, после его ухода из РМО пост гл. Дирижёра занимали М. А. Балакирев (1867-1869), к-рый во многом обновил репертуар концертов, включив в него мн. Совр. Соч., Э. Ф. Направник (1870-1882). Впоследствии приглашались видные рус. И иностр. Дирижёры, в т. Ч. Л. С. Ауэр, X. Бюлов, X. Рихтер, В. И. Сафонов, А. Б. Хессин.В 1860 открылось РМО в Москве, возглавляемое Н. Г. Рубинштейном. Симф. Концерты, начавшиеся с 1860 под его руководством, проходили в Колонном зале Дворянского (Благородного) собрания. После смерти Н. Г. Рубинштейна дирижёрами были М. Эрмансдёрфер (1882-89), В. И. Сафонов (1889-1905), M. M. Ипполитов-Иванов (1905-17). Приглашались также гастролёры.
Важную роль в деятельности Моск. РМО сыграл П. И. Чайковский, входивший в состав директоров на протяжении ряда лет, позднее - С. И. Танеев. Интенсивной была конц. Деятельность РМО в Петербурге и Москве. Концерты проводились также в залах при новых помещениях консерваторий - Петербургской (с 1896) и Московской (с 1898 в Малом и с 1901 в Большом залах). В среднем ежегодно проходило по 10-12 "регулярных" (абонементных) симф. Концертов и столько же камерных в каждом городе. Устраивались также "экстренные" концерты с участием выдающихся исполнителей. В составе оркестра были музыканты гл. Обр. Имп. Т-ров. Среди солистов преобладали представители рус. Исполнит. Иск-ва, в числе к-рых пианисты А. Г. И Н. Г. Рубинштейны, виолончелисты К. Ю. Давыдов, В.
Фитценгаген, пианист и скрипач братья И. И Г. Венявские, скрипач Л. С. Ауэр и др. Оркестрами руководили мн. Крупнейшие дирижёры и композиторы России и др. Европ. Стран, в т. Ч. А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, С. И. Танеев, П. И. Чайковский, а также Г.Берлиоз, А. Дворжак, Г. Малер, Р. Штраус и др.Осн. Место в программах концертов РМО отводилось классич. Музыке (И. С. Бах, Л. Бетховен, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт) и соч. Нем. Романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман). Впервые в России здесь прозвучали произв. Зап.-европ. Авторов того времени (Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа). Рус. Музыка была представлена в осн. Соч. М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Состоялись также премьеры симф. И камерных соч. Композиторов "Могучей кучки" (1-я симфония А. П. Бородина, "Антар" Н.
А. Римского-Корсакова). Позднее исполнялись произведения И. Брамса, М. Регера, Р. Штрауса, К. Дебюсси и др. Заруб. Композиторов. Значит. Место отводилось рус. Музыке. С 1863 периодически устраивались общедоступные концерты. В 1860-66 РМО проводило конкурсы рус. Композиторов (см. Конкурсы).Другой важной стороной деятельности РМО было основание в 1860 в Петербурге и Москве Муз. Классов, послуживших базой для создания первых в России консерваторий, открывшихся в Петербурге (1862) и Москве (1866) и ставших крупнейшими центрами муз. Образования в России.В первые годы оба об-ва в Петербурге и Москве существовали самостоятельно, однако по мере распространения влияния РМО по всей стране столичные об-ва, как и вновь открываемые, стали именоваться отделениями.
В 1865 был принят новый устав и учреждена Главная дирекция РМО, в задачу к-рой входила координация деятельности провинциальных отделений. Они создавались в большинстве крупных культурных центров - в Киеве (1863), Казани (1864), Харькове (1871), Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове (1873), Омске (1876), Тобольске (1878), Томске (1879), Тамбове (1882), Тбилиси (1883), Одессе (1884), Астрахани (1891) и др. Городах. На протяжении 2-й пол. 19 в. РМО играло ведущую роль в муз. Жизни как Петербурга и Москвы, так и всей страны.Открытые при мн. Отделениях РМО муз. Классы в ряде случаев постепенно выросли в уч-ща, а в наиболее крупных центрах были преобразованы в консерватории - Саратовскую (1912), Киевскую и Одесскую (1913), Харьковскую и Тбилисскую (1917).
В новом уставе 1878 особое внимание уделялось положению и правам уч. Заведений. Провинциальные отделения в большинстве своём испытывали хронич. Недостаток в квалифицированных музыкантах и помещениях для концертов и занятий. Правительственная субсидия, выдававшаяся РМО, была крайне недостаточной и предоставлялась в основном столичным отделениям. Наиболее широкую концертную деятельность вели Киевское, Харьковское, Саратовское, Тбилисское и Одесское отделения, они устраивали 8-10 концертов за сезон. Работа отделений плохо координировалась, что отрицательно сказывалось и на постановке преподавания в уч-щах и муз. Классах. Вплоть до кон. 19 в. Уч. Заведения не имели общих уч. Планов и программ. На состоявшихся в кон. 19 - нач.
20 вв. В Петербурге съездах директоров муз. Классов и уч-щ были сделаны лишь первые шаги к исправлению положения. Учреждённая в 1891 должность помощника председателя по муз. Части мн. Годы оставалась вакантной (в 1909 этот пост занял С. В. Рахманинов).Несмотря на мн. Трудности существования, консерватизм и реакционность Главной дирекции, РМО, отражавшее просветительские стремления передовых обществ. Кругов, сыграло прогрессивную роль в развитии рус. Проф. Муз. Культуры, в распространении и пропаганде муз. Произв., положило начало систематич. Конц. Деятельности, способствовало росту муз.-образоват. Учреждений в России и выявлению нац. Муз. Достижений. Однако уже с конца 80-х гг. РМО не могло удовлетворять требованиям растущей демократич.
Аудитории. Концерты и уч. Заведения оставались доступными лишь для сравнительно узкого круга интеллигенции и представителей буржуазии. В кон. 19 в. Начинают создаваться и развивать свою деятельность всевозможные муз. Организации более демократич. Типа и РМО постепенно утрачивает монопольное положение в муз. Жизни страны. В 1915-17 предпринимаются попытки реорганизации и демократизации об-ва, оставшиеся безрезультатными. После Oкт. Революции РМО прекратило существование.Литература. Пузыревский А. И., Императорское русское музыкальное общество в первые 50 лет его деятельности. (1859-1909), СПБ, 1909. Финдейзен Н., Очерк деятельности С.-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества. (1859-1909), СПБ, 1909.
Пашкин Н. Д., Московское отделение Императорского Русского музыкального общества. Очерк деятельности за пятидесятилетие. 1860-1910, М., 1910.M. M. Яковлев..
Дополнительный поиск Русское музыкальное общество
На нашем сайте Вы найдете значение "Русское музыкальное общество" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Русское музыкальное общество, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 28 символа